double arrow

III. Человек как проблема философии

3.1. Философские основы формирования и развития личности.

Основные понятия: человек как биосоциальная система, пластичность человека. Личность, типы личности, свобода и ответственность человека

Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная речь),показ и -пример. Место «генетических инструкций» занимают нормы а место наследственности в строгом смысле слова - преемственность.

Одним из важнейших факторов антропогенеза было развитие языка. Язык – это вся система культуры, поскольку посредством неё устанавливаются межчеловеческие связи.

С утверждением общинно-родового устройства труд начинает выступать уже как созидатель людей. В процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу.

Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. Всякий другой вид способен выжить лишь в пределах достаточно узкой «экологической нищи», т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек в этом смысле несравненно более уникален, его биологическая организация позволяет адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий и факторов окружающей среды.

Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально.

Бытие отдельного человека – непосредственно данное, диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя – не только первая, но и вторая природа.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне

человеческих индивидов, является уникальным, единственным, поскольку неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических качеств человека, поскольку каждый человек обладает уникальным жизненным опытом.

Понятие личности подчёркивает в человеке социально-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем менее осознаёт мотивы своего повеления и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

Люди – существа в высшей степени неравные - от рождения они неравны по способностям и по здоровью (физическому и психическому); потом добавляется неравенство приобретённое – по воспитанию, образованию и т.д. В итоге к старости прожитая жизнь лишь усиливает такие различия.

Темы рефератов.

1. Человек как проблема философии.

2. Человек как единство биологического и социального.

3. Социализация как процесс становления и развития личности.

4. Основные типы личности.

5. Личность и общество.

6. Роль личности в истории.

7. Основные философские концепции человека (можно на примере одного течения)

8. Философия и мировоззрение.

9. Основные формы мировоззрения.

Литература.

1. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе.// Общественные науки и современность, 2005, №3, с. 5-17, №4, с. 13-26.

2. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? //Вопросы философии, 2007,№4, с. 9-23.

3. Куракина Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи. // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 3, с.229-242.

4. Миронов А. В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей. //Социально-гуманитарные знания, 2007, №1,с. 92-105.

5. Мнацаканян М.О. Парадоксальный человек в парадоксальном обществе. // Социологические исследования, 2006, №:6, с.13-19.

6. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. И.: Речь, 2006, 366с.

7. Чувин С.Н. К вопросу о направлениях трансформации человека. // Социологические исследования, 2007,, №1, с.50-152.

3.2. Личность и общество.

Основные понятия: общество, общественные отношения, социальная форма движения, общественное бытие и общественное сознание.

Общество – это открытая социальная система, развивающаяся на основе социальных законов. Это форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.

Общество - это надбиологическая целостность. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека и самого человека как общественного существа.

Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира. Общество – это системная организация, включающая в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические институты и т.д.

Общественные процессы и явления подразделяются на

1. Материальные факторы. Сюда относятся:

-материальное производство,

-воспроизводство самих людей,

-их отношение к природе,

-материальная сторона общественных отношений, которые складываются между людьми – классовых, национальных, семейно-бытовых и др.

Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей,

- её материальную основу,

- объективную сторону общественного процесса.

Сюда можно отнести

-производство материальных благ и

-его общественную форму – производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен),

-взаимодействие человека с природой и т.д.

Преобразованная человеком природа остаётся материей, но включена в материальные общественные отношения.

2. Идеальные факторы в обществе – это его субъективная сторона, то есть

-отражение объективных процессов в головах людей и

- осознание ими общественно-необходимых потребностей.

Они вторичны по отношению к материальным факторам. Однако материальные факторы лишь в конечном счёте определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества

-обладает относительной самостоятельностью и

-оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни.

Сознание людей может

-опережать ход реальных событий,

-а в рамках отдельных временных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации.

Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств и настроений и представляет собой общественное сознание.

Чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека

-не только как биологическое существо,

-но прежде всего как социальное, обладающее сознанием, интеллектом и культурой.

Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т.е. осмыслением тех материальных процессов, которые обеспечивают

-существование и воспроизводство общества,

-выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации. Общественное сознание включает в себя общие, иногда существенные, а иногда поверхностные представления, мысли и чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно

-регулирует поведение людей,

-объединяет их и позволяет двигаться вперёд.

Общественное сознание включает в себя (его структура): экономическое, политическое, правовое, религиозное, философское эстетическое и этическое сознание. Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Основные сферы общества:

1. Материально-производственная сфера общества. Это экономи­ческая сфера, мир материального производства, сфера созидания че­ловеком необходимых ему материальных благ (питание, одежда, жи­лье и др.).

2. Социальная сфера общества - это мир социальной жизни, суще­ствующий на конкретно-историческом экономическом базисе. Это сфера социальных групп общества с их интересами, взаимоотношени­ями. Ядром социальной сферы общества являются социальные общ­ности и их взаимосвязи. Социальные общности - это нации, народы, общины, трудовые коллективы и т. д.

3. Политическая сфера жизни общества - это качественно опреде­ленная общественная подсистема. Она объединяет политическую си­стему и общественное управление. В политическом управлении обще­ством особо выделяется общественная организация. Это институт, сознательно создаваемый людьми для координирования, целенаправ­ленного руководства общими делами и интересами людей.

4. Духовная сфера общества - это его духовная жизнь, духовное производство, создание и распространение духовных ценностей. Эле­ментами духовной сферы являются наука, религия, идеология, искус­ство, образование, воспитание, философия, политическое сознание, правовое сознание, экономическое сознание, практическое обыденное сознание. Духовная жизнь включает в себя духовную деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения, включая коммуникации людей, обмен информацией, общение.

Темы рефератов.

  1. Общественная жизнь как философская проблема.
  2. Типы общества и типы личности.
  3. Общественное бытие и общественное сознание: соотношение и взаимовлияние.
  4. Общество и свобода личности.
  5. Общественная психология: понятие и структура.
  6. Конформизм и индивидуальность.
  7. Законы общества и личность.
  8. Современное общество: основные особенности.

Литература

  1. Ильинский И.М. Между прошлым и будущим. Социальная философия происходящего. – М., Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006, 664с.
  2. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. – М.: Академический проект. 2007, 408с.
  3. Поздняков Э.А. Философия свободы. – М., 2004, 592с.
  4. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005,544с.
  5. Чесноков Г.Д. Философский анализ феномена «оранжевых революций». //Социально-гуманитарные знания, 2006, №2, с. 79-98.

3.3. Философские проблемы культуры.

Основные понятия: культура, цивилизация, надприродное бытие, опредмечивание, распредмечивание, исторический тип культуры, художественное творчество.

Культура – это способ осуществления человеческой деятельности. Очевидно, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Культурофилософы отличают культуру от природы, видя в ней свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Развитие культуры происходит через 2 процесса:

1) Опредмечивание и

2) Распредмечивание.

Культура – это способность общественной жизни производить (воспроизводить) самого человека.

Культура – регулирующая система. Она регулирует социальные отношения.

Результаты культуры как сферы деятельности проявляются в обществе опосредованно и далеко не сразу. В достаточно широком смысле общество ощущает их лишь через 2-3 поколения. Существенную часть элементов своей культурной компетенции человек усваивает ещё в детстве и постоянно корректирует в ходе жизни.

Общество – постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определённые закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в цивилизованных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризуется освоением более высоких технологий, соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой и определёнными формами коллективной общественной деятельности.

Цивилизация ХХI века достигла сегодня такого уровня зрелости, богатства, интеллектуального опыта, инновационных средств регулирования, саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взрывы, -смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевременного разрешения

и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса. Однако главные субъекты управления сильно отстают от современных требований.

Культура намного старше, чем цивилизация. Разница их в возрасте достигает 3-3,5 тыс. лет. У культуры более глубокие корни, и традиции, чем у цивилизации.

Механизм культуры - это отвлечение от природы. Культурофилософы отличают культуру от природы, видя в ней свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Человек и его деятельность – важнейшие и необходимые факторы возникновения культуры. В культурной деятельности человека предметы предстают не в своей непосредственной данности, а в преобразованном виде, как составная часть предметов культуры, т.е. будучи ею освоенными, изменившими свою форму и природную сущность.

В основе этого изменения лежит предпосылка целесообразного приспособления природы потребностям человеческого существования.

Сфера природы, которая приобретает культурные свойства под воздействием человека, расширяется. В этом состоит одно из проявлений культурно-исторического прогресса человечества. Человек всё глубже проникает в природный мир, реализуя свои потребности, которые становятся всё сложнее, многообразнее и изощрённее.

В конце концов человек выходит на создание особой среды - искусственно созданного мира культуры. Но этим он одновременно преобразует и себя, как свою внешнюю телесную природу, и свой внутренний мир.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиции философии.

В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура - это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура - это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это "вторая природа", существующая наряду с обычной природой, В свой реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.

С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества - орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть, и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез, К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.

Развитие философии культуры шло по пути разграничения ее содержания с проблематикой философии истории (это содержание, как и фазы эволюции истории и культуры, не совпадают) и социологии культуры, которой присуще рассмотрение ее с точки зрения функционирования в конкретном обществе, определенной системе социальных отношений.

Культура рассматривается как объект социально-философского анализа по своей сущности, во взаимосвязи с обществом и всеми его явлениями и институтами. При таком подходе формируется целостное представление о культуре, раскрываются основные этапы ее развития. Философия выявляет внутреннюю основу многообразия содержания культур, совокупность их основных структурных элементов, носящих неоднородный характер..

Социальная философия вводит культуру в свой категориальный аппарат и наделяет функциями, соответствующими данному ее статусу. С этих позиций на уровне социальной формы бытия, его движения рассматриваются и главные проявления культуры в различных областях. Взятые в единстве, они посредством материальной и духовной деятельности людей, через формируемые ими социальные цели, пути и средства их реализации, общественные процессы в определенном отношении не только образуют всё общество, но и воспроизводят его.

Социально-философская теория культуры соотносит тем самым общество и культуру, что позволяет определить ее общие закономерности и внутренние источники самодвижения.

В совокупном плане, если иметь в виду общественное сознание и его формы, культура присутствует там, где существуют массовые смыслы, а, следовательно, и осмысленная деятельность людей. Отсюда распространенное ныне определение культуры как способа исторического бытия деятельности людей. Человек творит культуру, а ее собственный смысл и социальное предназначение состоит в том, чтобы формировать, совершенствовать человека.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с нею и собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, различными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами его деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Многие из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, Средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос и о критериях развития культуры, в том числе характер (способ, уровень) отношений человека к человеку, обществу, природе; состояние просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роль религии в жизни общества; качественная оценка и степень познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Результатом ее выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации. Человеческая деятельность создает и незримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство личности.

Продукты природы — это все то, что свободно произрастает из зем­ли. Продукты культуры

также производит «земля», но возделанная человеком. Следовательно, природа есть совокупность того, что воз­никает само собой, предоставлено своему собственному росту, разви­вается по своим собственным законам.

К культуре же относится то, что создано самим человеком или пре­образовано им в соответствии с духовным замыслом, идеальным пред­ставлением.

Главная особенность предметов культуры в том, что они несут на себе печать целеполагающей деятельности человека, что они пропита­ны идеальными целями, делающими их ценностно значимыми.

Возьмем, например, золотой самородок. Сам по себе он является предметом природы.

Предметом культуры он становится, только по­падая в мир человеческих целей. В этом мире он наделяется преиму­щественно эстетической или материальной ценностью, в зависимости от того, будет ли он запущен в товарно-денежный оборот или исполь­зован для художественных целей.

Но и в том и в другом случае он представляет собой предмет культуры, поскольку в нем

заложена некая цель, овеществлен некий смысл, опредмечен человеческий дух.

В этом смысле культура — и золотое убранство храмов, и золотые монеты, и «золотой запас» государства. И здесь и там мы видим следы человеческого духа, отпечаток человеческих целей. Это становится особенно очевидным, когда мы имеем дело, например, с древними монетами, которые ценны не потому, что они из золота, а потому, что запечатлели в себе дух того или иного народа, той или иной эпохи, да­же если это и печать меркантильных целей.

Все дело в том, что культурообразующая деятельность человека придает природным, материальным вещам символический характер, наделяя их духовным смыслом, идеальной целью, ценностным значе­нием. И чем глубже этот духовный смысл, чем «идеальнее» цель, тем большую ценность приобретает предмет культуры, тем более универ­сальным, общечеловеческим значением он обладает.

Темы рефератов.

  1. Понятие культуры в философии.
  2. Культура и цивилизация.
  3. Культура и природа.
  4. Структура и типы современной культуры.
  5. Особенности художественного отражения действительности.
  6. Личность в культуре.
  7. Культура как средство формирования человека.
  8. Религия и культура.

Литература

  1. Блюменкранц М. Глобальные проблемы современного культурного процесса. //Вопросы философии, 2006, №5, с.160-165.
  2. Губман Б. Современная философия культуры. М.:РОССМЭН, 2005, 536с.
  3. Григорьева Т.П. Философия красоты. // Вопросы философии, 2007,, №1, с.61-74.
  4. Егоров В.К. Философия русской культуры. М.: РАГС, 2006, 552 с.
  5. Кокшаров Н.В. Культура. СПб, Нестор, 2005, 312с.
  6. Культура и рациональность. // Вопросы философии, 2007, №1, с.16-25.
  7. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодёжной субкультуры). // Вопросы философии, 2006, №4, с.71-79.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: