Почему Олечка не хочет ходить в школу?

На первоначальном этапе необходимо выяснить причину боязни школы, природу соматических реакций по утрам, перед посещением школы. Для диагностики можно использовать методы наблюдения, беседы, различные проективные методики (составить рассказ по картинкам на школьные темы; придумать сказку, используя при этом четыре ключевых слова: учитель, ученик, парта, отметка; закончить предложения). На основании материала, полученного в обследовании, формулируются

следующие задачи коррекционной работы:
-   снизить значимость школы;
- сформировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками;

- снять страхи, опасения, напряженность, связанные с посещением школы. Работа должна проводиться совместно с родителями и педагогом. Родителям необходимо рекомендовать менее строго относиться к поведению дочери, во время утренних недомоганий перед школой проявлять терпение и понимание. Рекомендации учителю заключаются в следующем: дать несложное общественное поручение, требующее каждодневного посещения школы, позволить родителям присутствовать на первом уроке. Непосредственно психологическая коррекция поведения девочки осуществляется в ходе индивидуальных бесед и групповых занятий, которые направлены на решение вышеназванных задач. Так, на занятиях, где среди участников группы было много неуспевающих, но при этом эмоционально благополучных детей, Оля могла убедиться, насколько веселы и беспечны школьники, несмотря на свою низкую успеваемость и несоответствие требованиям школы. В играх-драматизациях на школьные темы, в которых сюжет сочиняли сами дети, Оле должны отводиться активные роли: учительницы или благополучных учениц. Принятие на себя роли учительницы, например, поможет ей снизить значимость авторитета педагога, преодолеть страх и скованность перед учителем. Снятию страхов, напряженности, связанных с посещением школы, могут помочь рисунки на темы: "Школа", "Урок", "На прогулке", "Моя семья" с дальнейшим их обсуждением. Кроме того, можно использовать прием символизации страхов и опасений с помощью пиктограмм (например, знаками изобразить такие понятия, как радость, грусть, веселый урок, добрая учительница, страшная школа, болезнь, злая учительница, тревога), который, актуализируя эти страхи, даст девочке возможность в определенной степени сделать для нее понятной причины напряжения, волнений, а также в определенной степени отреагировать на страхи и опасения.

Таким образом при работе с данным случаем психолог, основываясь на представлении В.Н. Мясищева о том, что не конкретная патогенная ситуация приводит к невротическому расстройству, а отношение личности к этой ситуации, должен пытаться прежде всего изменить это отношение путем



снижения значимости ситуации. Сильный страх, боязнь не оправдать ожидания окружающих был у девочки вызван внутренним конфликтом между ее собственным представлениями о своих возможностях и требованиях, предъявляемых окружающими. Поэтому вся коррекционная работа была направлена на разрешение этого конфликта. Различные соматические нарушения являлись следствием астенизации, и поэтому их можно рассматривать как вторичные признаки невротизации личности. Разрешение основного внутреннего конфликта дало возможность полностью исключить у девочки невротические реакции в форме соматических нарушений.

Тесты

1 Тест 1.

Назовите возможные варианты компенсаторного развития: А) Замещение одних психологических операций другими

Б) Изменения системных отношений между функциями, формирование новых так называемых межфункциональных связей.

В) Достижение или возникновение какого-нибудь нового пункта развития, новообразования на обходном пути.

Г) формирование функциональной системы

2 Тест 2 Кому принадлежит это высказывание? Умственно отсталый

ребенок не состоит из одних дыр и дефектов. Его организм как целое перестраивается, личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка.

А) П.Я.Гальперину Б) Л.С.Выготскому В) Т.А.Власовой Г)С.Я.рубинштейн



  Тест 3.          
  Если в основе нарушения функции лежит необратимое  
  разрушение нервных элементов, в этом случае остается путь,  
  который заключается в перестройке нарушенной функции с  
  тем, чтобы прежняя задача осуществлялась новыми способами  
  и с помощью совершенно новой нервной организации.  
  Назовите основные восстановительные и коррекционные  
  приемы:          
  А) Спонтанное восстановление функции, в форме  
  автоматической компенсации нарушенной функции.    
  Б) Восстановление функций путем перестройки  
  функциональных систем.        
  В) Восстановление функций путем перемещения нарушенной  
  функции в сохранные отделы мозга (викариата).      
  Г) Восстановление функций путем расторможения.      
             
  Тест 4.          
  Определите тип нарушения речи:        
  «…больные при попытке назвать предмет произносят  
  многократно одно и то же слово с различными литеральными  
  ошибками, т.е. у них идут поиски не наименования, а звукового  
  оформления слова Например, лимон - дион, люноло, молонор,  
  ноло)»          
  А) Сенсорная афазия          
  Б) Акустико-мнестическая афазия        
  В) Амнестическая афазия.        
  Г) Семантическая афазия.        
  Тест 5          
  Определите тип нарушения речи:        
  Попытки назвать предмет выливаются в поиски именно  
  нужного слова- наименования, выбор его их семантического  
  поля путем перебора всех слов-наименований (лимон - это не  
  апельсин и не яблоко, что-то кислое; или пустое перечислении  
  функций - этим          
  А) Акустико-мнестической афазии        
  Б) Семантическая афазия.        
  В) Сенсорная афазия          
  Г) Амнестическая афазия.        


6 Тест 6

Определите тип нарушения речи:

Возникает при поражении задне-височных - теменно-затылочных отделов мозга. затруднение проявляется в назывании предметов. Механизм лежит в сфере сенсорных или моторных нарушений.

В клинической картине на первое место выступает обилиепоисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. При попытке назвать предмет больной перечисляет целую группу слов, но обязательно из того же семантического поля (изображение яблока. Больной: Ой, это не груша, это кушать очень вкусно, растет всюду, это не апельсин, не слива, знаю, а как сказать, не могу)

А) Акустико-мнестической афазии Б) Семантическая афазия.

В) Сенсорная афазия Г) Амнестическая афазия.

7 Тест 7

Определите тип нарушения речи:

С трудом ориентируются в пространстве. Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению тех сторон речи, которые интимно связаны с восприятием пространственных отношений. Именно в этой связи наиболее грубо при семантической афазии нарушается понимание конструкций с предлогами под, гад, из-за, к и т.д. Нарушается понимание сравнительных конструкций (муха меньше слона), оборотов со словами перед, после, без., конструкций творительного падежа (покажи карту указкой), конструкций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина). При оценке подобных конструкций больные понимают либо отдельные слова, либо схватывают лишь общую ситуацию - о ком, чем говорится. Что говорится, взаимодействия и взаимоотношения указанных в предложении объектов (субъектов, явлений) остаются недоступными пониманию для больных с семантической афазией.

В психологической картине больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи). Не могут поставить к слову нужный вопрос. С этим связано выполнение конструкций Покажи карандаш ручкой.

А) Акустико-мнестической афазии Б) Семантическая афазия.

В) Сенсорная афазия Г) Амнестическая афазия.



  Тест 8            
  Психический дизонтогенез может представлен следующими  
  вариантами 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3)  
  поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5)  
  искаженное развитие; 6) дисгармоническое развитие по  
  мнению:            
  а) В. В. Лебединского,        
  б) Г.Е.Сухаревой,        
  в) Г.К.Ушакова        
  г) В.В.Ковалева        
  Тест 9.            
  При как типе развитии наблюдается сочетание следующих  
  симптомов: ; общее недоразвитие; задержанное;  
  поврежденное; ускоренное развитие отдельных психических  
  функций            
  а) искаженном        
  б) поврежденном        
  в) дефицитарном        
  г) замедленном        
  Тест 10            
  Кому принадлежит следующая систематика ЗПР:    
  -ЗПР конституционального происхожэдения;      
  -ЗПР соматического происхождения      
  -ЗПР психогшенного происхождения;зпр церебрально-  
  органического происхождения:      
  а) В.В.Ковалев        
  б) В.В.Лебединский        
  в) Г.Е.Сухарева        
  г) Г.К.Ушаков        
  Тест 11.            
  Четыре группы детей с состояниями пограничной  
  недостаточности: 1. дети с замедленным темпом психического  
  развития, связанным с нарушением созревания и недоразвития  
  отдельных нейрофизиологических структур; 2. Дети с  
  замедленным темпом психического развития, обусловленным  
  повреждением анатомо- морфологических структур мозга; 3.,  
  Дети с замедленным темпом психического развития,  
  вызванным дефектами органов чувств- зрения, слуха; 4. Дети  
  с педагогической запущенность, вызванной дефицитом  
  воспитания с раннего возраста – выделяет:      
  А) В. В. Лебединский,        
  б) Г.Е.Сухарева,        
  в) Г.К.Ушаков        
  г) В.В.Ковалев        
               



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: