1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и
патопсихологии./ В.М Астапов. - М., 1994.
2.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.
/ Т.А Власова., М.С. Певзнер М.,-1973.
3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков./ Д.Д. Еникеева-М., 1998.
4. Лебединский К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-педагогическая характеристика "трудных"
5. подростков./ К.С., Лебединский М.М Райская., Г.В. Грибанова-
М., 1988.
К лекции №6
1. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д Левитов.- М., 1960.
2. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание./ В.Э., Чудновский В.С. Юркевич -М.: Знание,
1990.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка.
2. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).
3. Психологические проблемы интегрированного обучения.
4. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.
|
|
5. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития
ребёнка.
6. Отрасли специальной психологии.
7. Понятие коррекция в общей и специальной психологии, в специальной педагогике.
8. Деятельность и процессы компенсации.
9. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки.
10. Развитие психики детей со сложными дефектами.
11. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
12. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Современные представления о нормальном и отклоняющем
развитии.
2. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.
3. Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в
развитии.
4. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.
5. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.
6. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
7. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
8. Психоло-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
9. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.
10. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.
11. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.
|
|
12. Психотерапия в контексте психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
13. Современная концепция специальной психологической помощи.
14. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося
развития.
15. Методы изучения детей с нарушениями развития.
16. Основные направления в понимании проблемы компенсации.
17. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.
18. Психологические параметры дизонтогенеза.
19. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития.
20. Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в
развитии.
21. Психологический диагноз и его виды.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и задачи специальной психологии.
2. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами.
3. Основные направления в понимании проблемы компенсации.
4. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
5. Проблема психологической структуры дефекта. Взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений.
6. Проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.
7. Специфические закономерности аномального развития.
8. Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.
9. Понятие аномального развития (дизонтогенез).
10. Типы нарушений психического развития.
11. Компенсация и коррекция.
12. Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.
13. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
14. Положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.
15. Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.
16. Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
17. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
18. Психологический диагноз, его виды.
19. Социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
20. Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых
детей.
21. Задержка психического развития (ЗПР). Подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР.
22. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.
23. Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи.
24. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи.
25. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками
слуха.
26. Принципы классификации детей с нарушениями зрения.
27. Психическое развитие при слепоте и слабовидении.
28. Принципы психолого-педагогического обследования детей с сенсорными нарушениями.
29. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП.
30. Общая психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.