Стандарты систем управления на основе протокола SNMP

Нет ничего более постоянного, чем временное. Протокол SNMP (Simple Management Network Protocol — простой протокол сетевого администрирования) может служить еще одним подтверждением этой азбучной истины. Разработанный как временное и очень простое решение для IP-сетей, он настолько понравился разработчикам оборудования и сетевым администраторам, что на долгие годы стал протоколом № 1 в системах управления. И это несмотря на то, что уже давно существует гораздо более мощный (и, соответственно, сложный) протокол CMIP, являющийся международным стандартом ITU-T.

Однако когда появилась вторая версия протокола (SNMPv2), она не была поддержана производителями сетевого оборудования и распространения не получила. Разработчики стандартов из IETF стараются переломить ситуацию, предложив спецификацию третьей версии (SNMPv3). Существенные улучшения протокола, обеспечивающие гибкое администрирование агентов систем управления и защиту управляющей информации, обратная совместимость с системами на основе базовой версии SNMPvl, а также открытая архитектура позволяют авторам SNMPv3 надеяться на успешное практическое воплощение своего детища.

SNMP — это протокол прикладного уровня, разработанный для стека TCP/IP, хотя имеются его реализации и для других стеков, например IPX/SPX. Протокол SNMP используется для получения от сетевых устройств информации об их статусе, производительности и других характеристиках, которые хранятся в MIB. Простота SNMP во многом определяется простотой баз данных MIB SNMP, особенно их первых версий MIB-I и MIB-II.

Ниже перечислены элементы, которые стандартизуются в системах управления, построенных на основе протокола SNMP:

· Протокол взаимодействия агента и менеджера (собственно протокол SNMP).

· Язык описания моделей MIB и SNMP-сообщений — язык абстрактной син­таксической нотации ASN.1 (стандарт ISO 8824:1987, рекомендации ITU-T Х.208). Стандарты определяют структуру базы данных MIB, в том числе набор типов ее объектов, их имена и допустимые операции над ними (например, чтение).

· Несколько конкретных моделей MIB (MIB-I, MIB-II, RMON, RMON 2), имена объектов которых регистрируются в дереве стандартов ISO. Древовидная структура MIB содержит обязательные (стандартные) поддеревья, а также в ней могут находиться частные поддеревья, позволяющие изготовителю интеллектуальных устройств управлять какими-либо специфическими функциями устройства на основе специфических объектов MIB.

Все остальное отдается «на откуп» разработчику системы управления.

SNMP — это протокол типа «запрос-ответ», то есть на каждый запрос, поступивший от менеджера, агент должен передать ответ. Особенностью протокола является его чрезвычайная простота — он включает в себя всего несколько команд:

· Команда Get-request используется менеджером для получения от агента значения какого-либо объекта по его имени.

· Команда GetNext-request используется менеджером для извлечения значения следующего объекта (без указания его имени) при последовательном просмотре таблицы объектов.

· С помощью команды Get-response SNMP-агент передает менеджеру ответ на команду Get-request или GetNext-request.

· Команда Set позволяет менеджеру изменять значения какого-либо объекта. С помощью команды Set и происходит собственно управление устройством. Агент должен «понимать» смысл значений объекта, который используется для управления устройством, и на основании этих значений выполнять реальное управляющее воздействие — отключить порт, приписать порт определенной линии VLAN и т. п. Команда Set пригодна также для задания условия, при выполнении которого SNMP-агент должен послать менеджеру соответствующее сообщение. Может быть определена реакция на такие события, как инициализация агента, рестарт агента, обрыв связи, восстановление связи, неверная аутентификация и потеря ближайшего маршрутизатора. Если происходит любое из этих событий, то агент инициализирует прерывание.

· Команда Trap используется агентом для сообщения менеджеру о возникновении особой ситуации.

Версия SNMPv2 добавляет к этому набору команду GetBulk, которая позволяет менеджеру получить несколько переменных за один запрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: