Специальные упражнения. 1. Шесть занимающихся располагаются в две линии на одной стороне площадки

1. Шесть занимающихся располагаются в две линии на одной стороне площадки. Подачу выполняют по вы­сокой или средней траектории. Игроки принимают мяч двумя руками сверху и направляют его в зону 3. Следует обратить внимание учащихся на необходимость присталь­но наблюдать за подающим игроком и своевременно пе-

ремещаться навстречу мячу (в пределах своей зоны), а также принимать устойчивое исходное положение перед приемом мяча.

2. То же, что упр. 1, но подачу выполняют по средней траектории. Занимающиеся перестраиваются и распола­гаются на площадке по ломаной линии. Принимают мяч двумя руками снизу и передают в зону 3. Необходимо об­ратить внимание занимающихся на то, что преждевремен­ная изготовка перед приемом мяча двумя руками снизу закрепощает игрока.

3. Шесть занимающихся располагаются на одной сто­роне площадки. Игроки, подающие мяч, попеременно ме­няют способы подачи, подают ближе к сетке или дальше от нее. Принимающие подачу следят за подающим игро­ком и в зависимости от способа подачи, направления, траектории и скорости полета мяча избирают способ при­ема, направляя мяч в зону 3.

4. Трое занимающихся располагаются в зонах 4, 5 и 6. Мяч верхней прямой подачей направляют в указанные зоны. Передачу игроки выполняют в зону 3.

5. То же, что упр. 4, но занимающиеся располагаются в зонах 1, 2 и 6. Подачу направляют в указанные зоны.

6. То же, что упр. 5, но занимающиеся располагаются в зонах 5, 6 и 1. Мяч принимают по всей площадке. Сле­дует обратить внимание занимающихся на необходимость незамедлительно выходить к месту падения мяча и свое­временно принимать исходное положение.

7. Шесть занимающихся располагаются на площадке. Подачу выполняют любым способом. Подачу принимают рациональным способом, мяч передают в зону 3. После приема 10 подач игроки переходят в другую зону.


8. То же, что упр. 7, но мяч при приеме подачи направ­ляют в зону 2.

9. То же, что упр. 8, но мяч при приеме подачи направ­ляют в зону 4.

10. Шесть занимающихся располагаются на площадке и, приготовившись к приему верхней прямой подачи, на­правляемой по средней траектории, стремятся своевре­менно распознать направление полета мяча, а затем дей­ствуют по заданию:

если мяч принимает игрок зоны 6, то игроки зон б и 1 подстраховывают его, а игрок зоны 2 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 5, то игрок зоны 6 под­страховывает его, а игрок зоны 1 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны I, то игрок зоны 6 под­страховывает его, а игрок зоны 5 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 4, то игрок зоны 5 подстраховывает его, а игрок зоны 1 выбегает к сетке;

если мяч принимает игрок зоны 2, то игрок зоны 1 под­страховывает его, а игрок зоны 5 выбегает к сетке.

Игрок зоны 1, выбегая к сетке, принимает исходное положение для передачи мяча на стыке зон 2 и 3, а иг­рок зоны 5—на стыке зон 4 и 3. После приема 10 подач игроки переходят в другую зону.

11. То же, что упр. 10, но мяч после приема подачи адресуют игрокам, выбегающим к сетке,—они должны выполнить передачу для нападающего удара.

Подачи

Подача предназначена не только для введения мяча в игру. Она является также эффективным средством, за­трудняющим или срывающим атаку соперника. Посколь­ку подача—это начало всех игровых эпизодов, то от умения выполнять ее и правильно тактически реализо­вать зависит ход игры.

По способу выполнения наиболее доступны на началь­ном этапе обучения нижние прямая и боковая, а также верхняя прямая подачи.

Опыт показал, что последовательное выполнение дви­жений, где подбросу мяча вверх предшествует поднятие вверх (верхняя подача) или отведение вниз (нижняя) бьющей руки, а затем следует невысокий подброс мяча (0,4—0,6 м) и удар, значительно облегчает подачу. Обу­чающимся не приходится распределять свое внимание и усилия на два одновременных движения (подброс мяча и замах), в результате меньше допускается ошибок, а от­сюда и большая эффективность подачи.

Техника выполнения нижней прямой подачи такова. Исходное положение — стоя лицом к сетке, ноги на шири­не плеч, согнуты в коленях, левая впереди (для правши), мяч на ладони согнутой левой руки, расположенной на уровне пояса, игрок смотрит на противоположную пло­щадку (рис. 33, кадр 1). Правую руку отводит для зама­ха назад, тяжесть тела переносит на стоящую сзади ногу, взгляд переводит на мяч (кадр 2). Движением левой ру­ки верх подбрасывает мяч на 0,4—0,6 м. Ногу, стоящую сзади, разгибает, тяжесть тела переносит на стоящую

Рис. 33

Рис. 34


впереди ногу, туловище несколько разворачивает влево, правую руку ведет вниз-вперед (кисть слегка напряжена, пальцы соединены) и производит удар по мячу (кадр 3).

Техника выполнения верхней прямой подачи заклю­чается в следующем. Исходное положение—стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди (для правши), мяч в согнутых руках на уровне груди, ладонь левой руки снизу, взгляд направлен на площадку соперника (рис. 34, кадр 1). Правую руку игрок отводит для замаха назад, локоть направлен в сторону-вверх. Тяжесть тела переносит на правую ногу, туловище слегка прогибает;

мяч на ладони левой руки, взгляд переводит на мяч (кадр 2). Движением левой руки вверх игрок подбрасы­вает мяч перед собой на 0,6—0,8 м выше головы (кадр 3). Разгибая опорную ногу, тяжесть тела переносит на стоя­щую впереди ногу, туловище незначительно сгибает, вы­прямляя руку (кисть слегка напряжена, пальцы соедине­ны), производит удар по мячу (кадр 4). После удара кисть, сопровождая мяч, сгибается; руку опускает вниз, туловище сгибает и разворачивает влево (кадр 5),

При обучении подачам мяча занимающийся должен усвоить следующее:

от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;

мяч подбрасывают вертикально вверх;

удар по мячу выполняют выпрямленной рукой;

от того, в каком месте кисть прикладывают к мячу, зависит направление его полета, а от силы удара— скорость самого полета.

Прежде чем приступить к выполнению подачи, зани­мающиеся должны:

научиться принимать исходное положение;

уметь бросать набивной мяч (1—3 кг) правой рукой снизу вперед-вверх (для нижней прямой подачи) и из-за головы (для верхней прямой подачи) на расстояние не менее 6 м.

Нужно объяснить занимающимся, что удары по мячу наносят основанием ладони и не в полную силу. Увлече­ние сильным ударом отражается обычно на технике подачи.

Если обучение подаче не входит в задачу урока, то в конце его каждый волейболист должен выполнить хотя бы 10 подач. Например, можно организовать соревнова­ния на точность.

Подачу на точность рекомендуется выполнять в ори­ентиры, обозначенные на противоположной стороне пло­щадки. Целесообразно подавать по 5—10 раз в каждую зону. Переходить к обучению нижней боковой и особенно верхней боковой подаче желательно после того, как юные волейболисты овладели этими упражнениями.

Целесообразно выполнять подачи с различными интер­валами (в пределах 5 сек.).

При овладении тактикой подач занимающиеся долж­ны стремиться затруднить сопернику прием мяча—пода­вать на игрока, слабо владеющего приемом, усложнять организацию атаки. При подаче не следует спешить, даже если удалось подряд выиграть несколько очков и сопер­ник растерян, —темп игры не ускорится, а опасность до­пустить ошибку увеличится.

Ошибки, встречающиеся при выполнении подачи мяча:

1. Неправильное исходное положение.

2. Мяч подброшен вперед, в сторону или за голову.

3. Недостаточный или чрезмерный замах для удара.

4. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.

5. Кисть бьющий руки слишком расслаблена или на­пряжена.

6. Отсутствует захлестывающее движение кистью при подаче на силу.

7. При замахе тяжесть тела не перенесена на стоя­щую сзади ногу.

8. В момент удара не разворачивают плечи.

9. После удара тяжесть тела не перенесена на стоя­щую впереди ногу.

Подготовительные упражнения

Комплекс подготовительных упражнений для обуче­ния подачам должен включать упражнения для укрепле­ния мышц рук, груди и брюшного пресса, броски набив­ных мячей, упражнения с сопротивлением партнера, с резиновым амортизатором.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: