Истинная вера в Шариатских текстах

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Истинная вера (иман) и нововведения мурджиитов в прошлом и настоящем.

 

Автор:

Шейх Саад бин Насир бин Абдул Азиз аш-Шасри

 

Королевство Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 1430г.х. (2007г. по х.л.)

 

[Основа этого послания – лекция, прочитанная в Университете им. Имама Турки бин Абда Ллаха в Эр-Рияде 05.06.1422г.х. в присутствии Его Чести муфтия АбдулАзиза бин АбдаЛлаха али-Шейх, да укрепит его Аллах, и умножит его знания и богобоязненность].

 

 

Содержание:

Вступление. Стр. 2.

Истинная вера в Шариатских текстах. Стр. 2.

Истинная вера в понимании праведных предшественников (саляфов). Стр. 5.

Противоречащие относительно истинной веры. Стр. 6.

Слова мурджиитов. Стр. 7.

Не обвиняется в неверии ни один на основе его деяний, или слов». Стр. 7.

Достоверность веры без деяний. Стр. 12.

Обусловленность обвинения в неверии единодушием в нём общины. Стр. 13.

Ограничение видов неверия только отрицанием веры. Стр. 14.

Введение деяний в веру. Стр. 14.

Вера, определяемая в момент кончины. Стр. 16.

Увеличение веры. Стр. 17.

Воля в понятии о вере. Стр. 19.

Отрицание малого неверия. Стр. 20.

Умножение большого неверия. Стр. 20.

Отрицание вхождения дел сердца в веру. Стр. 21.

Отказ от названия веры и неверия деяниями. Стр. 22.

Ограничение мурджиитами веры лишь изъяснением языком. Стр. 22.

Разъяснение веры в Шариатском понимании как признания истиной. Стр. 22.

Толкование веры как познания. Стр. 24.

Слова мурджиитов о Шариатских текстах о наказании. Стр. 24.

Прочие нововведения мурджиитов. Стр. 25.

Комментарий шейха АбдулАзиза бин АбдаЛлаха али-Шейх, главного Муфтия Королевства и главы Комитета старейших учёных. Стр. 26.

 

 

Вступление.

 

Хвала Аллаху, и Его мы восхваляем, на Него мы уповаем и взываем к Нему о прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и грехов наших деяний. Кто ведом Аллахом, тот не собьётся с пути, и кого Аллах собьёт с пути, тому нет ведомого. Свидетельствую что нет иного божества, достойного поклонения кроме Аллаха единого, не имеющего сотоварища, и свидетельствую что Мухаммад Его раб и посланник. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (сура Имран, 3:102), «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «Женщины», 4:1), «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. - Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (сура «Союзники», 33:70-71).

[Эта проповедь приведена у ибн Маджа, №1892; Абу Дауда, №2118; Тирмизи, №1105; Насаи, 89\6; Ахмада 1\432 (4116) в хадисе от ибн Масуда с достоверным иснадом].

 

И затем: тема, о которой я хочу начать разговор «Истинная вера и предостережение от ирджа», и тема эта важная и опасная, ибо многие из положений Шариата базируются на понятии истинной веры. В частности базируется на этом вопрос об обвинении в неверии (такфир), и вопрос суждения о людях как о вошедших в религию Аллаха. Величайший запрет лежит на выведении мусульманина из религии Ислам без шариатского на то довода, а равно и на возложении на кого-либо обязанностей религии Ислам в то время как тексты Корана и хадисов указывают на то, что этот человек не входит в религию Аллаха. Потому и первые разногласия в вопросах вероубеждения были разногласиями об этом вопросе, когда возникли они в эпоху праведных халифов, и после этого многие разногласия и споры возникали вокруг этого вопроса, и тысячи книг были написаны по этой теме. Потому и, если будет то угодно Аллаху, я буду говорить о истинной вере в свете текстов Корана и сунны, и в том, о чём разногласят относительно них ваидиты и мурджииты.

 

 

Истинная вера в Шариатских текстах.

 

Слово вера и его производные встречаются в Благородном Коране более 800 раз, и в дополнение к этому встречается в сунне. Правило толкования терминов в текстах Корана и сунны сводится к приведению их к Шариатскому смыслу, но не рассмотрение его в узком языковом значении, и понимание на основе Шариатского смысла. Термины, встречающиеся в Коране и хадисах, если мы поймём их толкование и то, что подразумевал под ними пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не нуждаются в дополнительном разъяснении знатоков языка или кого-либо ещё. Понятие веры – величайшее из понятий, встречающихся в Шариате ввиду величия тех положений, с которым оно связано в этом мире и мире следующем, и несомненно нужда в его разъяснении куда большая чем в разъяснении иных понятий. Поэтому пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил то, что подразумевается под этим термином, разъяснением, которое не нуждается в дополнении пояснением словоизменения этого термина, либо же примерами из речи арабов, либо рассуждениями людей. Поэтому и следует обращать понимание этого термина к тому, что пришло от Аллаха и Его посланника, ибо разъяснение это исчерпывающее. Понятие веры встречается в Коране чаще чем прочие термины, ибо вера – основа религии, выводящая их мрака к свету, различение счастья и несчастья, теми, кому покровительствуют и теми, с кем враждуют, вся религия изводится в след за верой, и все мусульмане должны стремится к её пониманию. И разве могло бы быть такое, чтобы посланник Аллаха не разъяснил смысл этого термина и его величественные положения?

После того как мы определились с этим, и рассмотрение понятие веры будет произведено в соответствии с Шариатскими текстами, то отметим что Шариатские тексты, в которых рассматривается понятие веры, существуют трёх видов:

Первый вид текстов: в них понятие веры соотносится со внешними деяниями, и если говорящий присовокупляет к кому-либо понятие верующего сообразно этого вида текстов, то входит в эти слова верующий, исполняющий обязательные деяния и оставляющий запретные, и входит в это понятие верующего и нечестивец, и лицемер, что не выявил внешне своё лицемерие. В число текстов, где понятие веры используется в этом контексте, входят слова Всевышнего: «Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим» (сура «Испытуемая», 60:10), и слова Всевышнего: «освободить верующего раба» (сура «Женщины», 4:92), где имеется ввиду их внешнее состояние.

Этот смысл касается положений, присущих этой жизни в отношении прав верующего и пределов, установленных Шариатом, а именно неприкосновенность крови и имущества, наследование, и прочие положения.

 

Второй вид текстов: тут используется слова «вера», «верующий» и «те, которые уверовали» в отношении понятия «мутляк уль-иман», и в которые входит верующий, который совершает обязательные дела религии, оставляет запретное и нечестие. Туда относятся слова Всевышнего: «О те, которые уверовали!» (сура «Корова», 2:172), и слова Всевышнего: «если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и это основа в отношении слов, подобных как: «они не являются верующими» (сура «Трапеза», 5:43), и слов: «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:66), и об этом же слова Всевышнего, Преславен Он: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (сура «Комнаты», 49:17). Утверждается тут «мутляк уль-иман», и это разновидность веры в том случае, если отрицается «иман мутляк», как в словах Всевышнего: «Вы не уверовали» (сура «Комнаты», 49:14), который и есть третий вид, как это и утверждается в словах всех людей знания.

 

Третий вид текстов: в них слово «вера» используется в отношении понятия «иман мутляк», и в это понятие не входит никто кроме верующего, совершающего обязательное и оставляющего запретное, и относится к нему похвала и награда будущей жизни. Сказал Всевышний: «… обрадовать уверовавших вестью о том, что они получат от их Господа воздаяние за свои благодеяния» (сура «Юнус», 10:2), и сказал Всевышний: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура «Покаяние», 9:72), и сказал Всевышний: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений. - Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (сура «Ясное знамение», 98:7-8). Также упоминается и милость в этой жизни, как в словах Всевышнего: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура «Прощающий», 40:51), и сказал Всевышний: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (сура «Марьям», 19:96), и сказал Всевышний: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (сура «Ибрахим», 14:27), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (сура «Хадж», 22:38), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура «Хадж», 22:54), и слова Всевышнего: «Нашим долгом было помогать верующим» (сура «Римляне», 30:47) и подобные этим слова Всевышнего.

 

Об этом же понимании веры пришли слова Всевышнего: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (сура «Трофеи», 8:2), и слова Всевышнего: «Воистину, преуспели верующие, - которые смиренны во время своих молитв» (сура «Верующие», 23:1-2), и слова Всевышнего: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. - Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Земной поклон», 32:15-16).

 

А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не прелюбодействует прелюбодей, будучи верующим» [Бухари №2475, Муслим №45 в передаче от Абу Хурайры].

 

И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас, покуда не полюбит брата своего как самого себя» [Бухари №13, Муслим №45 в хадисах от Анаса].

 

Относительно этого понятия веры указывают и доводы, утверждающие состояние Ислама, и отвергающие состояние веры, т.е. отвергающие состояние «иман мутляк» при наличии при этом состояния «мутляк уль-иман».

 

На это указывают нижеследующие Шариатские тексты, в которых понятия Ислама и веры объединяются в одном, будучи истолкованы в смысле отличным один от другого, как в хадисе Джабраиля, в котором пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил что Ислам заключается во внешних деяниях, сказав: «Ислам – это поклонение Аллаху, не приобщая к нему никого, совершение молитвы и выплата обязательного закята, и пост Рамадана», и затем описал веру в пяти основах: «Вера – это вера в Аллаха и его ангелов, во встречу с Создателем и воскресение». [Бухари №50, Муслим №9 в хадисе от Абу Хурайры. Муслим №8, в хадисе от ибн Умара с добавкой о вере в предопределение].

 

В других же случаях вера включается в Ислам, как в хадисе Абд уль-Кайса, сказавшего: «Знаете ли вы, что вера – это вера в Аллаха Единого, свидетельство что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы и выплата закята, пост Рамадана и отдание пятой части от трофеев». [Бухари №53, Муслим №17 в хадисах от ибн Аббаса].

 

Словесные доводы на упоминание веры в этих трёх смыслах подобны тому как упоминается молитва и хадж, определяя их как внешнее деяние, которое может совершать и лицемер и тот, кто занят показухой перед людьми, как сказал Всевышний: «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура «Женщины», 4:142).

 

В данном случае слово «молитва» относится и к молитве, совершённой только так, чтобы она только была принята, и к молитве полноценной, совершённой с исполнением всех её столпов, обязательного и одобряемого в ней. Равно как хадж и омовение именуются так будучи совершенными в совершенстве, и совершёнными лишь так, чтобы они были приняты, и совершёнными нечестивцем, о нечестии которого неизвестно. Равно как и дерево именуется деревом, если даже и обрезаны некоторые из его ветвей.

 

Понятие веры, пришедшее в текстах Корана и сунны много раз, указывает на то, что относится оно к тому, что в сердце, изрекается языком и проистекает из очевидных деяний. Существуют тексты, указывающее отнесение веры к деяниям сердца. Сказал Всевышний: «Вера еще не вошла в ваши сердца» (сура «Комнаты», 49:14), и сказал Всевышний: «Аллах начертал в их сердцах веру» (сура «Препирающаяся», 58:22), и сказал Всевышний: «их сердца не уверовали» (сура «Трапеза», 5:41).

 

Также понятие веры пришло в текстах Корана относимым к изрекаемому языком. Сказал Всевышний: «обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа» (сура «Семейство Имран», 3:7), и сказал Всевышний: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Именно они являются преуспевшими» (сура «Свет», 24:51).

 

Также пришло в текстах Корана и сунны отнесение понятия веры к очевидным деяниям. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и сказал Всевышний: «Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (сура «Трофеи», 8:1).

 

Пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Вера состоит из семидесяти ответвлений. Высшая среди них – слова «Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» (изрекаемое языком), а низшая – убрать колючку с дороги (очевидное деяние), и стыдливость – из ответвлений веры (деяние сердца)».

[Бухари №9, Муслим №35 в передаче от Абу Хурейры].

 

 

2 Истинная вера в понимании праведных предшественников (саляфов).

 

Известно от людей сунны что вера это [Эти слова не были произнесены, они разъясняют последующее]: слова, изрекаемые языком, убеждение разума, и очевидные деяния в соответствии с их столпами.

 

Сказал имам Ахмад: «Вера – это слова и деяния, она может увеличиваться и уменьшаться» [Как передал это его сын Абдаллах в «Книге сунны» (1\207)].

 

Сказал имам Бухари в начале своего «Сахих»: «Вера – слова и деяния, увеличивается и уменьшается», и также он сказал: «Любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха – из веры» [«Сахих» Бухари, книга веры].

 

И это не слова только лишь этих двух имамов, напротив – это согласное мнение всех сподвижников и людей сунны, как приводят их слова все учёные.

 

Сказал ибн АбдулБарр: «Слова о вере у людей сунны, которые есть люди хадиса, в понимании их и передаче, объединяющие факихов и хадисоведов: вера слова и деяния, и нет деяний без намерения. Вера у них увеличивается от повиновения и уменьшается от ослушания, и всякое повиновение у них от веры». [Тамхид, 9\238. См.также «Шарх усуль иттикад» Лялякаи, 4\832. «Фатх уль-бари», 1\47].

И затем он упомянул расхождения в суждениях мурджиитов.

 

Сказал ибн Кясир: «Вера, требуемая Шариатом, ничто иное как убеждения, слова и деяния, и пришло об этом от большинства имамов. Мнение Шафии, Ахмада ибн Ханбала и Абу Убейды, и многих из имамов в том что вера – это слова и деяния, она увеличивается и уменьшается». [Тафсир ибн Кясира, 1\39, в разъяснение слов Всевышнего «и уверовали в сокрытое»].

 

Сказал Багави в «Шарху сунна»: «Сошлись сподвижники, и табиины, и те что были после них из учёных сунны в том что деяния – из веры… и сказали они: вера – это слова, деяния и убеждение» [Шарху сунна, 1\38].

 

Но не представил ни один противоречия в этих трактовках. Те, кто ограничивали понимание веры в словах и деяниях, имели ввиду слова языка и сердца. Некоторые дополнительно упомянули убеждение из опасения, что сочтёт некто что оно не входит в слова сердца. Сказали некоторые из имамов: слова, действия и намерение. Другие добавили: «следуя сунне», ибо слова и деяния не станут угодны Аллаху иначе как в соответствии с сунной.

 

Был спрошен Сахл ат-Тастури о том что есть вера. Он сказал: «Слова и деяния, намерения и сунна. Вера в виде слов без деяний есть неверие, вера в коей есть слова и деяния без намерения – это лицемерие, вера в которой есть слова, деяние и намерение без сунны – это нововведение». [Маджмуат уль-Фатава ибн Теймийи, 7\171].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: