Введение. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Ростовский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гражданского права

Страховое право

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Ростов-на-Дону

2012 г.


Автор:

Чебоньян Татьяна Гайковна, доцент кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент

Рецензент:

Гетман Я.Б. кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № __ от __ ________2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № __ от __ _______ 2012 г.).

© РФ ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», 2012.

© Чебоньян Т.Г., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….……………………………………………………  
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….  
Тематический план……………………………………………………........  
Программа курса…………………………………………………………..  
Планы семинарских (практических) занятий.……………………………  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов……………………………………….  
Контрольные задания………………………………………………………  
Литература……………….…………………………..……………………...  
Вопросы для подготовки к зачету…………………………….……..…….  

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Страховое право» отнесена федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к вариативной части профессионального цикла направления подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Программа базируется на основных компонентах современного отечественного законодательства о страховании, в частности ГК РФ, Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закона РФ "О защите прав потребителей", а также иных новейших источниках (законах и подзаконных актах). Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Страховое право» опирается на современное состояние науки гражданского, гражданско-процессуального, административного и уголовного права.

При изучении учебной дисциплины «Страховое право», студентам необходимо четко представлять объем знаний, которым должны овладеть студенты по завершении обучения. Представление об этом дает учебная программа курса, изложенная в учебно-методическом комплексе. Учебно-методический комплекс используется в процессе изучения курса обозначенной дисциплины для аудиторных занятий, самостоятельной подготовки студентов и в контрольных целях.

Проработка контрольных вопросов и решение задач будут способствовать усвоению студентами основных положений учебного курса «Страховое дело» и выработке навыков применения знаний для разрешения жизненных ситуаций, возникающих па практике. Решение ситуационных задач должно быть аргументированным и содержать ссылки па конкретные статьи конкретных нормативных актов.

Цель изучения учебной дисциплины заключается в формировании у студентов теоретических знаний и практических навыков в области страхового права и экономических отношений при страховании, а также выработка умений применения страхового законодательства в профессиональной деятельности. Кроме того, целями преподавания дисциплины «Страховое право» является создание комплексного представления о правовом регулировании, состоянии в настоящий момент и перспективах развития страхования в Российской Федерации, уяснение студентами общих положений, принципов страхования и особенностей отдельных его видов. В ходе изучения курса рассматриваются положения государственного социальное страхования, направленного на социальное выравнивание, обеспечение минимального уровня благосостояния населения, и другого направления страховой деятельности.

Задачи изучение учебной дисциплины «Страховое право» являются:

- рассмотрение понятия и сущности страхования;

- ознакомление студентов с терминологией, видами и функциями страхования, а также с организацией государственного регулирования страховой деятельности.

- изучение истории становления и развития страхования, перспектив и основных направлений развития страхового права и страхового законодательства в Российской Федерации.

- изучение общих положений заключения, исполнения, прекращения договора страхования.

- ознакомление студентов с практикой применения норм законодательства о страховании.

- развитие у студентов навыков самостоятельного составления документов.

- использование знаний смежных дисциплин, в частности, «Гражданское право», «Предпринимательское право» и др.

Междисциплинарные и межотраслевые связи. Дисциплина «Страховое дело» имеет логическую взаимосвязь с предметами гуманитарного, социального и экономического цикла и модулями информационно-правового цикла. Изучение страхового дела должно основываться на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих таких основополагающих базовых общетеоретических дисциплин как «Теория государства и права», исторических модулей (История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран), Гражданского права, Российское предпринимательское право.

Программой предусмотрены различные формы проведения занятий лекции, семинары, самостоятельная работа студентов. В качестве форм контроля знаний используются: тестирования, решения задач, написание реферата и зачет по курсу. Кроме того, осуществляются консультации по интересующим студентов вопросам. При рассмотрении конкретного вида страхования среди прочих положений основное внимание уделяется объекту страхования, страховому случаю, типичным исключениям из страхового покрытия, обстоятельствам, оказывающим влияние на страховые тарифы, действиям сторон при наступлении страхового случая.

В ходе семинарских занятий закрепление теоретического материала и разрешение студентами практических, смоделированных правовых ситуаций сопровождается составление студентами отдельных правовых документов, а именно проектов договоров различных видов страхования. Применение данной формы обучения будет способствовать повторению студентами всего материала, пройденного ими при изучении положений страхового права и других правовых дисциплин, развитию стройной, ясной письменной речи, умения применять правила юридической техники. Выбор объекта страхования может осуществляться студентом самостоятельно. После проверки указанных письменных работ студентов на семинарском занятии рассматриваются достоинства и недостатки проектов договоров страхования.При подготовке к занятиям принимается во внимание развитие научной мысли и практики страхования, соответственно, студенту необходимо использовать статьи по соответствующей тематике в периодических изданиях, таких как: «Страховое дело», «Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Эксперт» и др. Кроме того, при изучении положений страхового права и практики их применения использовать местную и опубликованную судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Использование инновационных методов и технических средств обучения обеспечивает последовательные и взаимосвязанные действия, обеспечивающие усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль. В качестве инновационных методов обучения используется:

монологический (изложение теоретического материала в форме монолога);

показательный (изложение материала с приемами показа);

диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами);

эвристический (поиск под руководством преподавателя решений возникающих вопросах, с последующим анализом, обобщением и выводами);

проблемного изложения (формулирования проблемы с раскрытием и доказыванием путей ее разрешения);

исследовательский (студенты самостоятельно приобретают знания в процессе разрешения правовых вопросов и проблем, сравнивая различные варианты решения спорных ситуаций)

программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном порядке и под контролем специальных технических средств).

Основное назначение интерактивных форм обучения - опытное, обучающее и контролирующее:

научно-исследовательской работы студентов (дискуссия, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблемным вопросам; доклады; круглый стол (наиболее эффективный способ для обсуждения острых, сложных и актуальных вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив, что позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога);

метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

проблемное изложение – педагогический метод, при котором лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения;

тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).

тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие межличностного и профессионального поведения в общении. Тренинг является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки специалиста, направленных на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.

В качестве инновационных методов и технических средств обучения выступает основное оборудование: стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия (презентации, слайд-шоу) и другой дидактический материал, обеспечивающий проведение практических занятий. Также раздаточный материал (материалы судебной практики, тесты, задачи, графики, таблицы, сценарии деловых игр).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

содержание правовых норм, определяющих конкретную область его профессиональной деятельности;

понимать их взаимосвязь и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

формы защиты прав граждан;

психологические особенности и специфику делового общения, правила этики в работе юриста;

основные правила подготовки различных видов документов;

владеть профессиональными знаниями в области правового социального и пенсионного обеспечения, правового социального обеспечения страхования и страхового дела, финансов и кредита, бухгалтерского учета и контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности, статистики, предпринимательской деятельности, менеджмента, компьютерных и телекоммуникационных систем.

уметь:

обеспечивать соблюдение законодательства в профессиональной деятельности;

юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;

разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством;

вскрывать и устанавливать факты правонарушений и вносить в установленном порядке предложения о наказании виновных;

предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

оказывать социальную помощь нуждающимся в ней отдельному человеку, семье или группе лиц путем поддержки, консультирования в области социально-правового и пенсионного обеспечения, реабилитации или использования других видов адресной помощи и социальных услуг;

владеть этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения между людьми, между человеком и обществом, человеком и окружающей средой;

систематически повышать свою профессиональную квалификацию и навыки общения с людьми, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

иметь представление:

о роли и месте общепрофессиональных знаний в практической деятельности выпускника;

о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственной власти и государственного аппарата, системе разделения властей;

об основных элементах правовой системы общества и их взаимодействии;

о перспективах конституционного развития страны;

об основных аспектах развития организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике;

Выпускник в процессе изучения дисциплины «Страховое дело» должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-9; ПК 1; ПК 4; ПК 2; ПК 4; ПК 5; ПК 1.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает

достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать

преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Итоговый контроль проводится в форме зачёта по всему курсу. Для допуска к прохождению итогового контрольного мероприятия (зачёта) по данной дисциплине студент обязан посетить не менее 4 занятий и выполнить в письменном виде контрольную работу (примерные задания прилагаются далее в данной программе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: