Методика применения

В ходе лекции простые схемы можно пост­роить на доске во время изложения матери­ала. Более сложные схемы удобнее подгото­вить заранее на плотном картоне больших размеров (или на слайдах). Презентация схем не только облегчает понимание, но вызывает внимание аудитории и повышает ее интерес к изучаемой проблеме.

Продуктивно применение схем на семинарских занятиях, а также на зачетах и экзаменах (если схемы не носят характер подсказки). На практике достаточно эффективным оказался следующий комплект схем и таблиц.

Изучаемая тема Название схем и таблиц
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Причины, влияющие на продуктивность навыка Строение мотивационной сферы учения
ОБЩЕНИЕ Схема непосредственного общения формирующей личности Структура общения формирующейся личности
КОЛЛЕКТИВ Социограмма группы Социально-психологические свойства коллектива Схема процесса управления Психологическая структура коллектива Групповая интеграция
ЛИЧНОСТЬ Схема анализа личности Личность организатора Схема качеств направленности личности Психологическая структура личности по К.К. Платонову Структура направленности личности
ВНИМАНИЕ Свойства внимания Виды внимания и их сравнительная характеристика Изучения объема и распределяемости внимания Колебания внимания (4 схемы)
ОЩУЩЕНИЕ Ощущения: классификация и общие закономерности
ВОСПРИЯТИЕ Явление одновременного контраста Осмысленность восприятия (3 схемы) Иллюзия восприятия глубины Переоценка вертикальных линий
ПАМЯТЬ Этапы смыслового запоминания Цикл усвоения и забывания учебной информации Схема причин, влияющих на продуктивность памяти Кривые забывания Продуктивность памяти
МЫШЛЕНИЕ Структура задач Этапы мыслительного действия
ВОЛЯ Этапы волевого действия
ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент и особенности нервной системы Рисунки X. Бидструпа, иллюстрирующие некоторые типы темперамента
ХАРАКТЕР Структура характера
СПОСОБНОСТИ Процентное распределение детей с различными интеллектуальными показателями

При повторении материала по разделу, включающему несколько тем, целесообразно в часы самостоятельной работы под руко­водством преподавателя или во время консультации провести ак­тивное обсуждение нескольких схем по вопросу: «Какие законо­мерности психики отражены на данной схеме?».

Частным случаем схематизации можно считать табулирование, т е. построение таблиц, более наглядно раскрывающих закономер­ности статистических распределений как результатов эмпиричес­ких исследований, когда каждой варианте хi приписывается ее частота f iи частость wi.

В качестве примера можно привести таблицу распределения объема памяти в выборке из 35 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: