Рефлексивный анализ собственных занятий – необходимый компонент профессиональной деятельности преподавателя. Выявленные с его помощью удачи и промахи позволяют организовать целенаправленную работу по самообразованию и профессиональному росту преподавателя.
Схема рефлексивного анализа занятия
№ | Этапы занятия | Действия | Мысли | Чувства | Трудности |
преподавателя | |||||
1. | Начало (приветствие, представление, введение) | ||||
II. | Изложение основной части | ||||
1. | Темп изложения (успевают ли слушатели записывать, понимают ли) | ||||
2. | Речь (плавная, понятная, предложения короткие) | ||||
3. | Работа с тезаурусом (произнесение, запись, повторы) | ||||
4. | Работа с персоналиями (названы полностью, записаны, годы) | ||||
5. | Примеры (иллюстрации) - степень соответствия теоретическим положениям, новизна, занимательность | ||||
6. | Общение с аудиторией - принятие, изменения в ходе занятия, вопросы, взаимооценка преподавателя и аудитории | ||||
III. | Завершение занятия - приняли, поняли, возникли интерес, общая оценка занятия |
Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов, информационных и педагогических технологий.
|
|
В процессе преподавания дисциплины «Психология» используются педтехнологии, которые предполагают:
- конкретное практическое взаимодействие преподавателя и студента в любой области деятельности;
- организация на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приемов обучения и воспитания с помощью компьютеризации и технических средств.
Хотя описываемый феномен носит название «педагогическая технология», но при его раскрытии специалисты обращаются не только к педагогике, но и психологии, особенно работам С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Л.И. Уманского, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина и др.
В связи с развитием практической психологии в образовании проблема использования технологий стала актуальной и для психологов. Так, в работе И.В. Дубровиной и ее сотрудников реализуется феномен «профессиональные технологии».
В УМК предлагаются технологии, апробированные в ходе педагогической деятельности по обучению студентов педагогического вуза психологии.