Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) написал трактат “О душе” - первое систематическое исследование по проблеме души.
чувства сопровождают деятельность и являются ее источником. Чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций.
Аффектами он называет влечения, гнев, страх - все, чему сопутствует удовольствие или страдание. Это страдательное состояние, ваызванное в человеке каким-либо воздействием. Аффект сопровождается телесными изменениями. Аффекты – не зло, ни добродетель. Они характеризуют лишь манеру поведения.
Аффектам Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Черты характера складываются как результат опытности.
Стремления и чувствования стоики сводили в одно понятие аффекта. Аффекты – чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. К аффектам они применяли также определение “разумное – неразумное”. Основными классами аффектов считали удовольствие и его разновидности; неудовольсвтие и его разновидности; желание; страх – всего насчитывали 26 аффектов. Добрых страстей три: радость, осторожность и воля
|
|
Выделили также три стадии нарастания аффектов:
1) нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий;
2) непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;
3) вмешательство разума: избегание аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего) либо впадание в аффект. То есть источник аффектов – в разуме.
4) Стоики разработали также методику борьбы с аффектами: не давать аффектам внешнего выражения, не преувеличивать аффекты воображением, отвлечься на воспоминания другого рода и т.д.
Стоики считали. что все в мире подчиняется закономерности, человеку остается добровольно принять предписания рока. В этом и заключается свобода человека.
Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого. Характер основывается на мировоззрениии, принципах человека. каждый должен воспитывать в себе твердый характер.