Французская эмпирическая психология XVIII века (Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо)

Отличительные черты французской эмпирической психологии – внрмание к проблемам активности человеческого сознания и обусловленности ее общественными условиями.

Э.Кондильяк (1715 - 1780) отверг разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один – ощущение. Он ставит задачу объяснить происхождение самих психических процессов – ощущений. В “Трактате об ощущениях” он выводит все психические способности из обоняния. Природа потребности, считает он, вторична, она - результат познания.

Ламетри (1709 - 1751) отверг дуализм Декарта и приписывал материи наряду с протяженностью способность к движению, ощущению и мышлению. Он считал, что нет души как особой субстанции: свойства “души” вызываются самой организацией мозговой ткани. В противоположность Декарту он считал, что животные способны чувствовать. Он указывал на преемственность в развитии от животных к человеку. Процесс воспитания он трактует механистически. Он также развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации. Он разделяет мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Ламетри сенсуалист: он не разделяет чувственное и мысленное начала в человеке. Внимание придает процессу построения образов активность, волевое начало.

Ламетри принадлежит заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении. Потребности и ум прямо пропорциональны. Потребности он понимал натуралистически, как удовлетворение органических потребностей и телесных удовольствий. высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим людям.

К.Гельвеций (1715 - 1771) изучал различия в уме. Он как и Кондильяк считал, что только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции сводятся к ощущениям. Выполнять умственные операции можно только при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес.

Он отрицал связь между памятью и умственным развитием. Он ставил влпросы о связи ума с расой, местом жительства, темпераментом, пищей и т.д. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей.

Различия в успешности людей объясняются случаем, положением и силой страсти к славе. Именно страсти являются источником умственной активности. Неравенство умов он в итоге объяснял воспитанием.

Д.Дидро (1713 - 1784) утверждал врожденность способностей, в противоположность Гельвецию, критиковал его сенсуализм, подчеркивая специфичность мышления.

Руссо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: