Душа по Аристотелю – сущность живого органического тела, его энтелехия (суть, причина и цель его существования). Именно душа делает тело живым, в ней – все функции тела (в том числе и то, что мы теперь называем ВПФ). Душа неразрывно связана с телом.
Носителем души является особое вещество – пневма, которое у животных вырабатывается в крови. орган души – сердце. В мозгу кровь охлаждается до нужной нормы. Критиковал Платона за деление души на части, утверждал, что душа едина. он говорил об отдельных способностях души – растительной, животной и человеческой душах. психические способности принадлежат как душе, так и телу. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. после смерти она возвращается в эфир пространства. В то же время он признавал разделение души как энтелехии и как божественного начала, приходящего в тела в момент рождения.
Каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве.
Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.
Познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия. Ощущение вызывается воздействием извне. Ощущение уподобляется воспринимаемому объекту через посредство пяти внешних чувств. Органы чувств обладают ощущающей способностью в потенции. Уподобление, как и разумное познание, предполагает по Аристотелю активность познающего субъекта.
Осязание (его орган – душа) является главнейшим ощущением. необходимым для жизни. остальные ощущения нужны для удоьства.
Кроме того, Аристотель выделял еще общее чувство. отвечающее за восприятие общих качеств, сосознание чувств и ставнение. объединение ощущений в образ предмета. Органом общего чувства является сама душа.
ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Различаются три вида памяти: низшая – сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память – образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память – процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу речь идет о механизме ассоциаций.
Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусства и наука.
еще одна познавательная способность – воображение как образование представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель считал. что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление.
Мышление характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее. Так как постигнуть чувствами общее невозможно. Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не привязанная ни к какому внутреннему органу. Он различал низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос “почему?”. Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки.Существует три вида высшего мышления:
1)рассуждающее, логическое;
2)интуитивное – умение находить посылки;
3)мудрость, наивысший тип;
в зависимости от того, на что напрвлено мышление, Аристотель различал ум теоретический и практический Первый направлен на сущее. второе – на деятельность.
познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и все берут начало от ощущения.
10. Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение этого учения.
Действия Аристотель делил на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Произвольное ¹ волевое. Волевыми называются только действия по разумному стремлению (намерению). намерение является результатом взвешивания мотивов – делиберации. Волевое действие всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтомугде нет разума – нет воли (например, у животных и детей). волевое действие является свободным и ответственным.