Платон, Аристотель

Само слово «метафизика» означает – «после физики». Так когда-то один из составителей трудов Аристотеля озаглавил все его сочинения, составленные после труда под названием «Физика». Но в сущностном плане термин «метафизика» означает окончательный переход к поиску Абсолюта не в чувственно-природной сфере, а в том, что недоступно чувственному восприятию, а доступно лишь разуму или духу человека.

Платон (V–IV в. до н.э., г. Афины)

Платон родился и почти всю жизнь прожил в Афинах. Он происходил из знатного аристократического рода, имел хороших учителей. Подлинное имя – Аристокл. Прозвище «Платон», что означает «плотный», «качок», ему дал учитель борьбы. Кстати Платон был чемпионом Олимпийских игр по панкратиону (нечто вроде современной борьбы без правил. В юности Платон стал учеником Сократа, а впоследствии Сократ стал главным персонажем многих платоновских диалогов.

Вскоре после смерти Сократа Платон основал в Афинах свою философскую школу – Академию, названную по имени греческого божка Академа. Рощу, посвященную этому божку, выкупили ученики Платона для Академии.

Дважды приезжал в Сиракузы, на Сицилию, по приглашению местного тирана Гиерона, где пытался осуществить на практике свою концепцию идеального государства. Попытки были неудачны. После одной из них Гиерон продал Платона в рабство, откуда его выкупили ученики. После чего Платон вернулся в Афины, где прожил до конца жизни. Жил около 80 лет.

Учение Платона о познании и об идеях. Согласно Платону, познание есть припоминание душой того, что она видела в вечности и забыла, живя в теле на земле. Откуда такое странное определение? Цель познания – поиск истины. И Платон, следуя учению Сократа о поиске истины в точных значениях слов, просто анализирует значение греческого слова АЛЕТЕЙЯ, что означает – истина. Приставка «А» означает по-гречески отрицание «не». А корень «ЛЕТ» вызывает в памяти мифическую реку Лету, реку забвения, через которую перевозчик душ Харон перевозит души умерших в царство Аида, бога подземного царства. Есть близкое русское выражение: «кануть в лету». Соединяя приставку и корень, получаем: истина – это нечто незабвенное, то, что нельзя забыть.

Платон дал этому «незабвению» объяснение, согласное с религиозными представлениями своего времени. Давайте попробуем объяснить греческое «алетейя» и русское «истина» с позиций нынешнего времени. Чего нельзя забыть? Если понимать познание как получение некой истины в виде достоверной информации, то любую информацию можно забыть. Невозможно забыть лишь то, что напоминает о себе, даже если о нем не думать специально. Это – не информация, это – некий смысл, причем, смысл не преходящий, а вечный, абсолютный. И только он подлинно есть, ибо «есть» – это корень русского слова «истина». Другими словами, поиск истины – это поиск абсолютного, но такого абсолютного, которое не есть внешнее и чужое человеку, а сопряжено с самим человеком, и составляет подлинный смысл его жизни.

Но вернемся к Платону. Он вводит слово «идея». По-гречески – «эйдос», что означает «вид». Какие значения слова «вид» мы знаем? Во-первых, это – внешний вид; во-вторых, это – логический вид. Значит, идея Платона соединяет оба этих значения. Идея есть логическое, выраженное во внешности. Платон пытается примирить две парменидовских «тропы познания», причем, в духе Парменида, логическое выходит на первый план, а зримое – на второй.

Идеи, по Платону, есть некие вечные и неизменные матрицы, благодаря которым существуют и к которым приобщаются конкретные, единичные и преходящие вещи. Может не остаться ни одной красной вещи, но всегда будет вечная идея красноты, по которой, как по лекалу, можно «скроить» новые красные вещи. В отличие от современного смысла слова «идея», синонимом которой является мысль в нашей голове, идеи Платона есть нечто космическое и вечное. Идеи Платона как-то соотносятся с вещами, они существуют и в вещах, и вне вещей, в гераклитовском единстве противоречий с вещами. Идея есть некий идеал, по которому строится конкретная вещь. Но при этом идеи существуют лишь для природных вещей, но не существуют для искусственно созданных. Ибо всё искусственное преходяще и не вечно. Идеи усматриваются не физическими, а интеллектуальными очами. Когда Диоген сказал Платону, что он видит кубок или лошадь, но не видит кубкости или лошадности, Платон ответил, что у того нет ума, ибо лошадность можно узреть лишь умом.

Если выразить идеи Платона на современном языке, то их можно назвать вечными космическими законами или принципами.

Иерархия идей по Платону. Идея Единого. Идея Блага. Идеи Платона существуют не в хаосе, но у них есть иерархия. Иными словами, существуют идеи более общие и менее общие. Например, идеи красного и зеленого являются подмножеством более общей идеи цвета. А идеи кислого и сладкого – частные по отношению к идее вкуса. Возникает вопрос: а существует ли максимально общая идея? И для теоретической мыслительной деятельности человека Платон находит такую предельно общую идею – это идея Единого. Почему же она является наиболее общей? Да потому что само мышление есть сведение множества к единству, и без идеи Единого мышление было бы невозможно.

Затем Платон задумался, что же можно извлечь из Единого, исследуя, вслед за Парменидом и Сократом, значение этого слова. Он увидел, что из слова «единое» ничего, кроме единства, извлечь нельзя. И тогда Платон соединил свою предельно общую теоретическую идею Единого с Абсолютом Парменида, которым, как мы помним, являлось «бытие». И тогда получилось составное словосочетание: «единое бытие». Далее, бытие может быть, а может и не быть. Тогда получаем два варианта: «единое есть» и «единого нет». Платон предпочел «единое есть» по тем основаниям, что порядок лучше хаоса и бессмертие лучше смерти, и стал анализировать выражение «единое бытие».

Во-первых, он увидел, что оно состоит из двух частей: «единое» и «бытие». Отсюда можно вычленить более частную идею целого и частей. Во-вторых, две части – это уже множество, отсюда – идея единства и множества. Наконец, Платон задумался над вопросом: целое равно сумме своих частей или больше суммы частей? Возможны оба варианта. Причем, если целое равно сумме частей, то оно покоится, а если целое больше суммы частей, то оно движется. Отсюда получается идея покоя и движения. Подобным образом получаются и другие идеи, которые Платон назвал «категориями», от греческого слова «катего», что означает «сказуемое». Категории есть то, что можно «сказать» о едином бытии. А в современной философии категории – это предельно общие понятия.

По Платону, единое бытие дробится вначале на парные категории, которые затем дробятся на более частные идеи. Таким образом возникает весь мыслимый мир. По сути, Платон здесь впервые показал механизм диалектического развития. Греческое слово «диалектика» означает «искусство спора, диалога». В диалоге участвуют две стороны, роль которых здесь играют парные категории. А затем, в процессе дробления категорий, возникает весь мир идей и мир вещей. Здесь Платон выступил продолжателем идей Гераклита, говорившего, что единство противоречий в их динамическом беге создает конкретные вещи.

Однако мы рассмотрели выше лишь теоретическую, мыслительную сферу деятельности человека, пределом которой является идея Единого. Но Платон увидел и иную сферу – сферу практической деятельности. Какова наиболее общая идея для практики? Подумаем, как мы практически действуем в жизни. Практическая деятельность человека не всегда соответствует законам логики, она не всегда четка и точна. Но в ней главное – выбор человека между возможностями. А выбираем мы между возможностями, исходя из того, какая возможность полезнее для нас, какая возможность «лучше», а какая «хуже». Итак, выбор между «лучше» и «хуже» оказывается ключевым критерием практики, и он основывается на идее Блага. Понятия о благе, о добре и зле, являются различными для каждого человека, но сама альтернатива свободного, внелогического выбора между «лучше» и «хуже» всегда остается.

Теперь у Платона получились две предельно общих идеи: идея Единого и идея Блага. Очевидно, что логически такое немыслимо, и из двух нужно выбрать одну наиболее общую Абсолютную Идею. Согласно Платону, наиболее общей является идея Блага по следующим соображениям: сам выбор между «единое есть» и «единого нет» осуществляется на основе блага, на основе того, что лучше или хуже для нас – бессмертие или смерть, порядок или хаос. А значит, идея Блага является общим основанием как самой себя, так и идеи Единого. Идею Блага Платон уподобил солнцу, а идею Единого – лучам от солнца.

На современном языке вывод Платона означает, что именно практическая деятельность человека является базой и основанием для его теоретической, мыслительной деятельности, а не наоборот. Кроме того, практическая деятельность не всегда логична, она внелогична и надлогична, может быть как логичной, так и не логичной. Значит, внелогическое выступает базой и основанием логического, а не наоборот.

Учение Платона о космосе. Космос Платона и современная физика. Согласно Платону, в создании космоса участвовали две причины: разумная и неразумная. Разумной причиной создания космоса был космический Ум (кормилица), а неразумной – пространство (восприемница). Ум вошел в пространство, и создал космос.

Однако возникает проблема. Наше пространство трехмерно, а Ум не имеет пространственных измерений, то есть, безмерен, «нульмерен». Не может нульмерный Ум войти в трехмерное пространство. И Платон делает вывод: чтобы Ум мог войти в пространство, изначальное пространство также должно было быть нульмерно. Каков геометрический образ нульмерного пространства? Это – точка! Значит, по Платону, весь космос начался с одной нульмерной точки. Но как же тогда из точки образовалось наше трехмерное пространство? Платон отвечает: посредником в создании мира между космическим Умом и нульмерным пространством стала идея Числа. Здесь Платон выступает как наследник идей Пифагора. Напомним, как Пифагор философски обозначал первые три числа натурального ряда: 1 – единство, покой; 2 – противоположность, движение; 3 – все вещи в мире как единство противоположностей, единство покоя и движения.

Значит, пространство трехмерно, поскольку тройка выражает динамическое равновесие в мире, единство противоположных начал, являющееся источником развития и многообразия всего космоса.

А теперь сравним современную физическую картину образования Вселенной с учением Платона о космосе. Господствующая современная теория, теория Большого Взрыва, гласит, что Вселенная возникла из одной «точки», называемой сингулярностью. Затем эта точка стала расширяться, и возник космос. Более того, физики предлагают «естественную систему физических величин», позволяющую рассчитать параметры физической точки Большого Взрыва. Эта система базируется на трех физических «мировых константах»:

C = 2,998 * 108 м/с – скорость света в вакууме;

h = 6,626 * 10-34 Дж * с – квантовая постоянная Планка;

G = 6,674 * 10-11 м3c-2кг-1 – гравитационная постоянная.

На основании этих трех констант можно вычислить естественные величины длины, времени, плотности и т.д. Вот какие результаты мы получим:

L = h1/2G1/2C-3/2 = 4,048 * 10-35 м. – единица длины;

t = h1/2G1/2C-5/2 = 1,351 * 10-43 c. – единица времени;

d = 1,962 * 1093 кг/м2. – единица плотности;

E = h/t = 4,905 * 109 Дж – единица энергии;

m = E/c2 = 5,457 * 10-8 кг – единица массы;

Как видим, мы получили очень малые величины пространства и времени и огромную плотность, выше плотности атомного ядра, массу песчинки и энергию, достаточную, чтобы вывести на орбиту в 1000 км над землей спутник массой в 500 кг. Физики-космологи утверждают, что именно таковыми были параметры физической «точки» Большого Взрыва.

Наконец, физики построили гипотезу, почему наше пространство именно трехмерно. Если бы пространство было двумерно, то сила тяготения была бы гораздо выше, все планеты, например, упали бы на солнце, а электроны на ядро атома – это был бы жесткий, монолитный «порядок». Наоборот, если бы пространство было четырехмерно, то сила тяготения была бы слишком слабой, чтобы солнце могло бы удержать планеты. Это был бы всеобщий хаос. Таким образом, трехмерность пространства отражает динамическое равновесие между хаосом и порядком, притяжением и отталкиванием во Вселенной.

Сравнивая концепцию Платона и современную космологию, мы обнаруживаем поразительные совпадения. В обеих концепциях всё начинается с одной точки. В обеих концепциях пространство структурируется тремя числами, тремя константами. Единственное отличие: физика ничего не говорит о причине Большого Взрыва, или считает его случайной флуктуацией космического вакуума. Тогда как Платон помещает причину создания космоса в космический Ум.

Учение Платона о душе, о любви и о государстве. Мы объединили эти три разных учения в одно, ибо они строятся на единой основе, которой является учение о душе. Платон выделяет три способности человеческой души: 1) растительная – чувства, инстинкты, биологические потребности; 2) яростная – волевая функция; 3) разумная – рассудок, логическое мышление. Главной из трех является разумная способность, и главной добродетелью души, по Платону, является ее разумность. С этим связано решение Платоном проблемы человеческого зла: он считает главной причиной зла неразумность человека, недостаточное развитие у него разумной части души.

Сообразно трем способностям души, Платон выделяет и три вида любви:

1. Любовь мужчины к женщине – низший вид любви, связанный с растительной способностью души и имеющий целью удовлетворение биологических потребностей и размножение; в этом виде любви максимальную роль играет тело, и больше всего такая любовь присуща «варварам».

2. Любовь мужчины к мужчине – более высокий вид любви, связанный с яростной способностью души, равно связанный с телом и душой; эта любовь скрепляет мужскую дружбу и воинское братство на поле боя, ибо воины-любовники не предадут друг друга;

3. Любовь мужчины к философии – самый высокий вид любви, ибо эта любовь является бестелесной и направленной на истину; Платон верил, что любящий философию в этом теле родится в теле бога в следующем воплощении.

Наконец, еще одним применением учения о душе является платоновская концепция идеального государства. Какое государство, по Платону, является идеальным? То, которое наиболее полно соответствует идее государства. А в чем состоит идея государства? В служении все общему благу, но каждого – в меру качеств, связанных с господствующей у него способностью души. И Платон разделил всё население на три класса по их способностям души:

1. Производители – ремесленники, женщины; у них господствует растительная способность души.

2. Воины (а также их жены) – в них преобладает яростная способность души.

3. Правители-философы – в них господствует разумная способность души; по Платону, правители должны быть философами, а философы – правителями.

Что мешает идеальному государству? По Платону, в идеальном государстве не должно быть семьи и частной собственности. Ибо они противоречат идее государства, делая акцент на личном, а не на общем благе.

Как определяется господствующая способность души? При рождении ребенок отнимается у матери, и за его воспитанием следят специальные государственные служители. По его внешнему виду и особенностям поведения определяется господствующая душевная способность: если ребенок красивый и живой, то из него будут воспитывать правителя-философа. Кроме того, развитию определенных способностей души способствует рождение в определенное время года, под определенными звездами.

Платон выделял пять форм государственного правления, начиная от высшей, идеальной и до самой низшей ступени «падения»:

1. Аристократия – у власти находятся лучшие люди, с господствующей разумной частью души, заботящиеся только об общем благе.

2. Тимократия – когда власть начинает думать о чести и похвале больше, чем об общем благе.

3. Олигархия – когда власть узурпировали не лучшие люди, а самые богатые.

4. Демократия – власть толпы, власть случайных людей, избираемых по жребию.

5. Тирания – когда народ, уставший от хаоса демократии, предпочитает власть единоличного правителя.

Аристотель (IV в. до н.э., г. Афины)

Аристотель родился в городе Стагир в Македонии. Его отец был придворным врачом македонского царя Аминты III и готовил сына к той же карьере. Однако в юности Аристотель уехал в Афины, где, подрабатывая врачебной практикой, стал учеником Платона, где прожил 20 лет. В это время в Македонии к власти пришел сын Аминты III – Филипп II. Когда Платон умер, вскоре Филипп призвал Аристотеля в Македонию стать воспитателем его юного 13-летнего сына Александра. Аристотель жил при македонском дворе около 4-х лет. Через некоторое время Филипп пошел походом на Грецию и в 338 г. до н.э. в битве при Херонее разбил объединенное афинско-фиванское войско. После этого Филипп стал полновластным хозяином Греции. Однако в 336 г. до н.э. Филипп был отравлен и царем стал Александр. Подавив восстание фиванцев, Александр стал готовиться к своему персидскому походу и предложил Аристотелю пойти вместе с ним. Однако Аристотель отказался и в 334 г. до н.э. вернулся в Афины, где основал свою философскую школу, альтернативную платоновской – Лицей. Однако после смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. к власти в Афинах пришла антимакедонская греческая партия, которая стала искать коллаборационистов, сотрудничавших с «преступным македонским режимом». Аристотель оказался одним из первых. И народное собрание Афин предоставило ему тот же «почетный выбор», что и Сократу: либо смерть, либо изгнание. Аристотель выбрал изгнание, и уехал в изгнание в Халкидику на соседний с Афинами остров Эвбея, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

Аристотель, кроме занятий философией, стал родоначальником еще четырех наук: логики, психологии, биологии и метеорологии. При этом, он впервые отделил философию от конкретных наук. Задача философии, по Аристотелю, есть «поиск первых начал и причин всех сущностей». Тогда как науки занимаются более частными проблемами. Поскольку слово «сущность» упомянуто в аристотелевском определении философии, нам нужно выяснить, что же обозначает это понятие.

Учение Аристотеля о сущностях. Сущность – ключевое понятие философии Аристотеля. Что оно означает? Сущность – это то, что делает вещь вещью, но при этом всегда находится в самой вещи, точнее, является самой единичной вещью. В отличие от идей Платона, которые, как мы помним, находятся и в вещах, и вне вещей, сущности жестко связаны с вещами. И ни в каком космическом Уме сущности не содержатся. Понятие «сущность», и его связь с вещами легко проиллюстрировать на примере элементарных высказываний в языке. Например, мы говорим: «Это – стул». Значит, мы указываем на конкретный объект. Но почему мы называем его именно «стулом»? Потому что у него есть четыре ножки, сиденье и спинка. В этом состоит «сущность» стула. Получается удивительный факт: оказывается, что любое высказывание в языке о неком предмете невозможно без указания на сущность. Язык соединяет единичную вещь и сущность. Это отражено в таком старорусском глаголе, как «вещать», у которого один корень со словом «вещь». В современном русском языке разница между глаголами «говорить» и «вещать» в том, что говорить можно что угодно и как угодно, а то, что «вещается», имеет особенно важный смысл. Это – слово, имеющее значение и вес, непустое, а сразу же воплощающееся в реальность. Как в Библии: «и сказал Бог – и стало так». Интересно, что такое соответствие мысли (слова) и вещи есть и в других языках. Например, в английском: think (думать) и thing (вещь). В английском языке эти слова восходят к древнескандинавскому «Ting», что означает «народное собрание» – «вече», по-русски.

Четыре причины всех сущностей по Аристотелю. Поскольку философия ищет первые причины всех сущностей, то надо выяснить, что же это за причины:

1. Материальная – это материал, из которого изготовляется, рождается, творится вещь, материя; причем, по Аристотелю, материя бывает двух видов: а) первая материя – единый материал для всех вещей; б) вторая материя – свой материал для каждой вещи, например, для дерева это – семя, различное у каждого дерева: семя дуба, семя березы.

2. Движущая – это силы, вызывающие движение, развитие, изменение вещи; по Аристотелю, их две: любовь и вражда. Если перевести на современный язык, то – притяжение и отталкивание.

3. Формальная – это идея Платона, программа или закон, по которому развивается вещь. Если взять аристотелевский пример дерева, то где находится программа его развития? В ДНК, находящемся в ядре и цитоплазме каждой клетке.

4. Целевая – представляет собой особенность живой материи, в отличие от неживой. Первые три причины, в целом, уже были открыты и развиты предыдущими философами. А вот открытие целевой причины – целиком заслуга Аристотеля.

Отличия живой и неживой материи с помощью целевой причины. Задумайтесь над таким вопросом: как бы вы по внешнему виду могли отличить живое от неживого? Живое движется? Но и неживое также! Живое может издавать звуки? Но и ветер может шуметь, и колонки компьютера звучать. Живое по форме похоже на животное или человека? Но можно создать восковую фигуру, даже движущегося робота.

Отличие в том, что вся сущность неживой материи заключена в ее внешности. Например, если мы видим кирпич, то все его свойства налицо: твердость, цвет, шероховатость. Если какие-то свойства не видны глазу, то можно сделать химический анализ. А в человеке? Можно выяснить анатомический состав тела, материал тканей, сделать химический анализ. Но поможет ли нам это понять, что есть человек? Аристотель с помощью целевой причины оригинально решает проблему соотношения души и тела человека. Интересно здесь сравнить решение Аристотеля с решением Платона. Для Платона душа – это идея человека. Соответственно, душа вечна, а тело смертно. Душа как-то связана с телом; она находится и в теле, и вне тела – при жизни человека. Но когда человек умирает, душа может переселяться в другие тела. Тело – лишь одежда души, которое может неоднократно сбрасываться и одеваться вновь. Для Аристотеля же душа сущностно связана с телом, а тело с душой. Они немыслимы друг без друга. Они образуют единый комплекс, точнее, единое целое. У Аристотеля, по-видимому, в разные периоды его философского творчества были разные мнения по поводу смертности или бессмертности этого комплекса, но связь души и тела всегда была очень четкой.

Итак, Аристотель соединяет душу и тело с помощью двух новых понятий – «энтелехия» и «энергия» – и получает следующее определение: Душа есть энтелехия тела, а тело есть энергия души.

Что здесь имеется в виду? Как мы помним, для греческих философов после Парменида всегда важнейшим в познании было выяснение значений слов. Что же означают эти два греческих слова? Они оба содержат приставку «эн», которая по-гречески означает «в-«или «на-«. В слове «энтелехия» корень «телос» означает «цель». А в слове «энергия» корень «эргос» означает «действие». И тогда высказывание Аристотеля можно перевести следующим образом: Душа есть нацеленность тела, а тело есть душа в действии, воплощение души.

Как это можно понять? Если душа есть нацеленность тела, то она есть нацеленность тела на нечто иное, чем оно само, как бы выход тела за свои пределы. Здесь мы впервые в истории философии встречаем аналог идеи трансценденции, идеи «выхода из себя», выхода за свои пределы. В самом деле, если душа является сущностью человека, то сущность души, по Аристотелю, состоит в ее нацеленности с помощью тела на нечто иное, в нацеливании тела на нечто иное, чем само тело. Очень близкую мысль мы находим в одном из главных философских течений ХХ века, в феноменологии Э. Гуссерля, утверждавшего, что главное свойство сознания человека – это его интенциональность, направленность на предмет, иной, чем оно само. У Аристотеля мы видим отдаленные истоки этой идеи.

Иначе говоря, по этой концепции, главным в человеке являются не его внешние и внутренние качества, не рост, не вес, не цвет глаз и волос, не доброта, не скромность, не завистливость и не гневливость, а то, на что человек направлен всей душой. Если он всей душой направлен на изучение математики, то он – прежде всего, математик, а затем уже все остальное. Если же он всей душой направлен на личность другого человека, то главным его качеством становится то, что он – любящий или влюбленный.

Мысль Аристотеля о том, что тело есть воплощение души, легко понять на примере красоты, например, женской. Самое красивое в женщине, за что мужчина влюбляется в женщину, не есть формы женского тела или особые женские качества, хотя все это тоже важно. Влюбляясь, мужчина видит в женщине некий целостный образ, нечто единое, воплощение внутреннего во внешнем, прекрасной или интересной души в теле. И именно это соответствует мысли Аристотеля о теле как воплощении души. Можно также вспомнить ответ Микеланджело, гения эпохи Возрождения, на вопрос, как он создает свои статуи. Он ответил: «беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее».

Виды сущностей по Аристотелю. Учение Аристотеля о космосе. Аристотель выделяет три вида сущностей:

1. Вечные невидимые сущности – космический Ум или безличный Бог, который является совершенным, вечным, покоящимся перводвигателем движущегося космоса.

2. Вечные видимые сущности – солнце, звезды и планеты; их вечность состоит в их круговом движении; под влиянием этой идеи Аристотеля была создана во II в. н.э. геоцентрическая система Птолемея, где в центре космоса – Земля, вокруг нее вращаются солнце и планеты, а также сфера неподвижных звезд.

3. Временные сущности – все бесконечное множество возникающих и исчезающих вещей в мире.

Особенности учения Аристотеля о душе и о государстве. Как и Платон, Аристотель выделяет три способности души: 1) растительная – чувства, инстинкты, биологические потребности; 2) стремительная – волевая функция; 3) разумная – рассудок, логическое мышление.

Его деление очень похоже на платоновское за одним исключением: в волевой функции души Платон подчеркивает ярость, воинственность, тогда как Аристотель – устремленность души на нечто иное, направленность на предмет. Это полностью соответствует учению Аристотеля о целевой причине сущностей.

Если Платон, вслед за Сократом, главной добродетелью души считает ее разумность, развитость разумной части души, то Аристотель полагает главной добродетелью души соразмерность всех трех ее частей. В принципе, Аристотель здесь более прав, ибо в реальности различные «способности души» оказывают серьезное влияние друг на друга. Если вы не выспались, и ваша растительная способность угнетена, то и разум на лекции преподавателя плохо функционирует и воля что-либо делать может быть парализована.

Еще одной важной особенностью аристотелевского учения о душе можно считать то, что Аристотель подчеркивал если не приоритет в соразмерности этой триады, то значительное влияние волевой, стремительной функции на человека. В этом смысле, Аристотеля также можно считать отдаленным предшественником современной философии, которая полагает свободу или необусловленную волю главным качеством, которое делает человека человеком.

Наконец, Аристотель также высказал далеко опередившие свое время мысли об устройстве государства. Он рассматривал не идеальное, а реальное государство. И как главной добродетелью души Аристотель полагал умеренность, соразмерность, так и главным достоинством государства он считал стабильность. Что является главным источником нестабильности государств? По Аристотелю, это имущественные противоречия между различными группами людей, между «классами». Они являются главным источником внутренних конфликтов в государстве, гражданских войн, революций. Значит, по Аристотелю, чтобы государство было стабильным, большую часть населения должен составлять «средний класс», не очень богатые и не очень бедные слои населения. Лишь в ХХ веке концепция среднего класса как гаранта стабильности государства была реализована на практике в западноевропейской и североамериканской цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: