М.Басов (1892- 1931), ученик и последователь Лазурского, определял предмет психологии в терминах поведения, а методом предлагал наблюдение (в широком понимании – включая элементы эксперимента и самонаблюдения). Он боролся против идеализма Челпанова и механицизма Бехтерева, против биологизаторства психики человека. Причиной кризиса в психологии считал субъективизм и идеализм в трактовке психики, выходом из него считал объективное познание.
Единицей поведения человека считал акт как синтез стимула и реакции. Поведение является системой актов и развивается из изолированных действий, не имеющих внутренней целостности и связанности, ко все большей внутренней целостности. Ступени в развитии структуры поведения описывал в терминах старой психологии: низшие структуры поведения – ассоциативно-детерминируемые процессы, высшие – апперцептивно-детерминируемые. Фактически он сделал попытку ввести в психологию понятие деятельности, что затем получило развитие в советской психологии.
|
|
Стимул он считал шире стимуляции и включал в него прошлый опыт. Он считал, что в поведении человек отражает всю среду и многовековую структуру.
главным предметом исследования была детская психология, проблема развития.
Басов подверг специальному анализу вопрос о специфике человека: качество сознательности рассматривается им как важнейшая особенность человеческой активности. Сознание делает подотчетным все формы внутренней активности. Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.
Этапы научного творчества Л.С.Выготского.
Мышление и речь, формирование понятий.
ВПФ.
Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
Грузинская школа психологии установки.
Психологическая концепция П.Я.Гальперина.
Психология отношений (по трудам В.Н.Мясищева).
Проблема “психология и марксизм” в отечественной науке. Анализ статьи С.Л.Рубинштейна “Проблемы психологии в трудах Карла Маркса”. Современное состояние проблемы.