Формирование самосознания

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь? молодой человек формирует:

1) Самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков.

2) Собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

3) Самоутверждение своей самостоятельности и оригинальности, т. е. создание собственной теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая - свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории - действительности. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: пренебрежительного отношения к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие.

В такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм). Влияние ровесников приводит к единообразию вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего Я. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.

3) формирование целостного представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении - гений + ничтожество»).

На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе.

4) осознание зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей.

Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное озабоченности и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании.

Исходя из различных особенностей сексуального созревания девушек и юношей, могут возникать взаимное непонимание, напрасные иллюзии и затем разочарование. Поскольку у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуальная, то, как правило, в свой первый сексуальный добровольный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей действительно нравится, в которого она влюблена. О других судят обычно по себе, поэтому многие девушки думают, что и парень влюблен в нее, вступая с ней в сексуальную близость. Но у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опережает этап духовной потребности в любви, поэтому порой при сильных сексуальных желаниях юноша готов на сексуальный контакт с той, которая ему безразлична или даже неприятна как человек. Вследствие этого сексуальные отношения юноши могут не сочетаться с влюбленностью, причем он предполагает, что и девушка вступает в сексуальную связь потому, что испытывает физиологические потребности секса, а не чувство любви.

В такой ситуации несовпадения психосексуальных особенностей юношей и девушек часто наступают взаимные разочарования, когда девушка думает, что он - подлец, бросил меня, обманул мою любовь, а юноша искренне возмущен: «Я ей ничего не обещал. Мы просто вместе занимались сексом, причем тут любовь замужество».

В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили просто: «Потребности души рождают дружбу, потребности ума - уважение, потребности тела - сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь; т. е.

любовь = дружба + уважение + секс.

Все эти явления могут существовать и обособленно, отдельно, но тогда это уже не любовь. Французы грубо шутят: «Секс - это еще не повод для знакомства, а тем более для создания семьи».

Любовь с первого взгляда возможна, она вырастает из влечения, появившегося в начале знакомства и усиливается потом дружбой, взаимоуважением. Если же влечение не подкрепляется дружбой, уважением, взаимопониманием, то влюбленность уходит.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивает их с множеством моральных проблем, порой они остро нуждаются в мудром совете старших, но одновременно молодые люди - хотят - и имею на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов:

1) любовь как чувство предпочтения одного человека перед всеми другими, даже может быть более красивыми, умными и т. д., но вам необходим только данный один. Это любовь эгоистическая. Человек заботится только о себе.

2) любовь альтруистическая, когда на первое место ставится желания другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: