Теории формирования самосознания

Самосознание

Рассмотрев общие представления о Я (Self), перейдем к анализу отдельных его структурных элементов. Обратимся к самосознанию как компоненту Я (Self). Выделяют два вида самосознания: «личное» (private) и «социальное» (public). Личное самосознание позволяет нам знать, как мы оцениваем себя. Публичное (социальное) Я (Self) позволяет отражать, как другие оценивают и воспринимают нас; это взгляд со стороны на нас. Так, самосознание очень тесно связано с оценкой восприятия. Оценка же всегда подразумевает сравнение с каким-либо стандартом.

Стандарт может быть выражен в норме, ожиданиях, правилах, моральных принципах, идеалах или законах. Дети начинают говорить о стандартах в возрасте от 2-х лет (интересно, что, согласно представлениям З. Фрейда, сверх-Я начинает формироваться с 3-х лет). Они начинают задумываться и спрашивать о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; что такое «красиво» и «уродливо». Возраст 2-х лет − это также возраст, когда ребенок начинает отделять себя от своих родителей (согласно концепции сепарации-индивидуации М. Малер).

Так как самосознание тесно сплетено с оценкой, со сравнением со стандартами, то обращение к нему часто бывает неприятным. Неприятные эмоции, сопряженные с обращением к самосознанию, могут вести либо к исключению информации из системы самосознания («на самом деле, я не такой»), либо к изменению поведения с целью изменения информации, полученной из самосознания («да, у меня действительно есть этот недостаток; я исправлю его»).

Второй путь позволяет связать самосознание и поведение человека. По-видимому, самосознание способствует формированию социально-желательного поведения. Например, студенты, которые пишут экзамен, сидя напротив зеркала, в меньшей степени склонны к списыванию или другим видам мошенничества во время контрольного мероприятия. Или, например, люди, сидящие напротив зеркала, в меньшей степени склонны к употреблению жирной пищи (согласно данным американских исследователей).

Таким образом, самосознание выполняет как минимум две функции: саморегуляция и получение социального принятия.

Познакомившись с функциями самосознания, перейдем к рассмотрению концепций о том, откуда и как человек получает информацию о себе.

Существует несколько теорий, которые раскрывают, как, откуда и за счет чего или кого человек приобретает информацию о себе. Одна из первых концепций − теория зеркального Я (theory of looking glass self), сформулированная Ч. Кули (C. Cooley). Ч. Кули заметил, что сначала человек предстает перед другими, затем другие каким-либо образом оценивают его, потом развивается некоторая эмоциональная реакция на полученную оценку. В результате, другого можно уподобить зеркалу, в которое смотрится человек и через которое он приобретает информацию о себе. На основе этой идеи Дж. Мид сформулировал концепцию символического интеракционизма, которая будет рассмотрена в разделе, посвященному психологии общения.

Другая концепция о том, как человек получает информацию о себе, кладет в основу своих взглядов понятие «интроспекции». Предполагается, что у человека есть прямое знание о себе − знание внутреннее и независящее от других людей. То есть, человек прямо и непосредственно знает о том, кто он есть.

Этот взгляд, однако, подвергается множественной критике. Например, дети до 11 лет считают, что родители знают, какими они (дети) являются на самом деле лучше, чем сами дети. То есть если ребенок считает себя глупым, но родители говорят, что он − умный, то он более склонен поверить своим родителям, чем самому себе, and vise versa.

Третья концепция формирования самосознания была сформулирована Л. Фестингером и получила название теории социального сравнения. Например, если человек знает, что он получил 100 баллов за тест или что он может проплыть милю, то это мало что говорит ему о себе, пока он не узнает, сколько баллов получили другие или сколько миль они могут проплыть. Человек может выбирать (этот процесс, однако, в большей степени протекает бессознательно), с кем себя сравнивать. Если сравнение происходит с теми, кто лучше него по какому-либо критерию, то может возникать воодушевление, стремление к достижению лучших результатов. Если же сравнение не в пользу человека, то это позволяет ему чувствовать себя лучше.

Наконец, еще одна теория называется концепцией самовосприятия. В рамках этих взглядов, утверждается, что человек получает знание о себе на основе наблюдения за собой. То есть мы получаем знание о себе так же, как получаем знание о других. Например, представим себе девушку Люсию, которая всегда думала, что она верующая католичка. Но однажды она замечает, что уже год не посещает католические соборы. Это наблюдение может навести ее на мысль, что она не так уж сильно верит в Бога (или что Богу безразлично, посещает она соборы или нет).

Другой пример для иллюстрации можно взять из эмпирических исследований мотивации. Представим себе художника, для которого рисование является его хобби. Тогда на вопрос, почему он рисует, он даст ответ, что ему нравится рисовать (внутренняя мотивация). Если затем художник начинает зарабатывать на жизнь рисованием, то на вопрос, почему он рисует, он ответит, что он рисует, так как получает деньги (сдвиг внутренней мотивации на внешнюю). Так, в результате наблюдения за собой, человек начинает приписывать иные причины своему поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: