Тема № 14 «философия истории, политики и образования»

Цель занятия: определить понятие «исторического процесса» и трактовки исторического процесса, знать концепции (формационная Маркса, цивилизационная (Вебер, Парсонс, Дюркгейм) и локальных культур (Шпенглер, Тойнби), уметь рассматривать единство и многообразие истории. А также политику как определенную сферу отношении в обществе определенную непосредственно экономическими отношениями, рассматреть политическое сознание как отражение политики.

Организационный момент - 3 минут ы

Опрос студентов - 35 минут

Решение тестовых заданий – 9 минут

Подведение итогов занятия – 3 минуты

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Сущность истории и исторического процесса.

2. Концепции исторического процесса; формационная цивилизационная, локальных культур, их трактовка единства и многообразие исторического процесса.

3. Понятие политики, её связь с экономикой.

4. Политическое сознание, его структура. Политическое воспитание.

5. Право и правовое сознание. Правовое воспитание.

При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по философии и её соотношение к истории, политики и образовании, усвоить основные понятия, сущность и значение. Студент должен сопоставить периодизацию и подразделить по этапам развитие философии, философскую политику, а также показать влияние философии на систему образования в высших учебных заведениях. и место челочека в системе цивилизации. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.

Тестовые задания:


1.По Шеллингу, история может быть определена, как:

1.Воплощение абсолютной свободы.

2.Постепенная реализация правового закона.

3.Проявление необходимости.

4.Воплощение божественного замысла.

5.Проявление случайности.

2.По Шеллингу, в основе мира лежит:

1.Бессознательное.

2.Абсолютная идентичность.

3. Апейрон.

4. Беспредельное.

5. Атом.

3. Смысл мировой истории, по Гегелю:

1.Становление техники и технологии.

2.Смена способов призводства материальных благ.

3.Процесс становления «Мирового духа».

4.Становление научных знаний.

5.Становление мировых цивилизаций.

4.Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:

1. «Осевого времени».

2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.

3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.

4. Всемирной истории как единого духовного процесса.

5. Истории как практической деятельности человека.

5.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:

1. Немецкого философа К. Ясперса.

2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.

4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.

5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.

6.Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.

2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.

3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс.

5. Ф. Ницше и А. Камю.

7.Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:

1. Гносеология.

2. Социальная философия и философия истории.

3. Методология и философия науки.

4. Философская антропология.

5. Онтология.

8. По Фихте, целью истории человечества является:

1.Побуждение идентичности.

2.Устремление к субординации.

3.Установление координации.

4.Определение диспозиции.

5.Воспроизведение рода.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Алматы 2003 г. Разделы «Единство и многообразие истории,» «Политическое и правовое сознание».

2.Введение в философию. М 1990 г. часть 1.

3. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва 2000 г.

4. Философия. Ростов н/Д. 2001 г.

5. Шпенглер О. Закат Европы / Мир философии. Часть 2/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: