Цель занятия: определить понятие «исторического процесса» и трактовки исторического процесса, знать концепции (формационная Маркса, цивилизационная (Вебер, Парсонс, Дюркгейм) и локальных культур (Шпенглер, Тойнби), уметь рассматривать единство и многообразие истории. А также политику как определенную сферу отношении в обществе определенную непосредственно экономическими отношениями, рассматреть политическое сознание как отражение политики.
Организационный момент - 3 минут ы
Опрос студентов - 35 минут
Решение тестовых заданий – 9 минут
Подведение итогов занятия – 3 минуты
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сущность истории и исторического процесса.
2. Концепции исторического процесса; формационная цивилизационная, локальных культур, их трактовка единства и многообразие исторического процесса.
3. Понятие политики, её связь с экономикой.
4. Политическое сознание, его структура. Политическое воспитание.
5. Право и правовое сознание. Правовое воспитание.
При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по философии и её соотношение к истории, политики и образовании, усвоить основные понятия, сущность и значение. Студент должен сопоставить периодизацию и подразделить по этапам развитие философии, философскую политику, а также показать влияние философии на систему образования в высших учебных заведениях. и место челочека в системе цивилизации. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.
Тестовые задания:
1.По Шеллингу, история может быть определена, как:
1.Воплощение абсолютной свободы.
2.Постепенная реализация правового закона.
3.Проявление необходимости.
4.Воплощение божественного замысла.
5.Проявление случайности.
2.По Шеллингу, в основе мира лежит:
1.Бессознательное.
2.Абсолютная идентичность.
3. Апейрон.
4. Беспредельное.
5. Атом.
3. Смысл мировой истории, по Гегелю:
1.Становление техники и технологии.
2.Смена способов призводства материальных благ.
3.Процесс становления «Мирового духа».
4.Становление научных знаний.
5.Становление мировых цивилизаций.
4.Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:
1. «Осевого времени».
2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.
3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.
4. Всемирной истории как единого духовного процесса.
5. Истории как практической деятельности человека.
5.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:
1. Немецкого философа К. Ясперса.
2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.
4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.
5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.
6.Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.
2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.
3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс.
5. Ф. Ницше и А. Камю.
7.Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:
1. Гносеология.
2. Социальная философия и философия истории.
3. Методология и философия науки.
4. Философская антропология.
5. Онтология.
8. По Фихте, целью истории человечества является:
1.Побуждение идентичности.
2.Устремление к субординации.
3.Установление координации.
4.Определение диспозиции.
5.Воспроизведение рода.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Алматы 2003 г. Разделы «Единство и многообразие истории,» «Политическое и правовое сознание».
2.Введение в философию. М 1990 г. часть 1.
3. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва 2000 г.
4. Философия. Ростов н/Д. 2001 г.
5. Шпенглер О. Закат Европы / Мир философии. Часть 2/.