Некоторые рынки будут по существу непостоянны; другие будут непостоянны, если производители будут вести себя определенным (возможно безответственным) образом. В любом случае, социальное благосостояние улучшится, если правительство будет вмешиваться и стабилизировать такие рынки политикой сдерживания сильных ценовых колебаний, ограничением или контролем входа, или, иначе говоря, регулировать поведение производителя.
Присущая неустойчивость, как долго думали, сокрушала рынки сельскохозяйственной продукции. Здесь обвиняли высокие неэластичные условия спроса и предложения, которые вместе с непредсказуемыми внешними обстоятельствами, могли привести к внезапным смещениям либо в спросе, либо в предложении. Рисунок 3.5 поясняет эту проблему. Большое изменение цены не заставляет нас изменять количество товаров, которые мы часто потребляем; т.е., мы не ели бы больше на 20% только потому, что продовольствие было бы на 10% дешевле. (Конечно, эластичность спроса будет значительно больше для отдельного товара: если цены на цыпленка упадут на 10%, а цены на бифштекс останутся неизменными, я смогу покупать значительно большее количество цыпленка и меньшее количество бифштекса, при сохранении моего общего потребления калорий относительно мяса). Говоря о предложении, фермерам потребуется несколько месяцев - или возможно лет - для значительного изменения объема их выпуска, чтобы воспользоваться преимуществом повышения цен или избежать вредных воздействий их падения. Однажды посадив зерновые культуры, фермер может только немного изменить урожай на единицу площади
|
|
Запоздалые отклики фермеров на изменения в конъюнктуре рынка могут решить проблему. Хорошо известный исторический пример «цикл свинины», точно описанный экономистом Джеффри С. Шефердом: «Большой урожай кукурузы, который понижает ее цену, ведет фермеров к интенсивному разведению и откармливанию свиней. Когда эти свиньи переполняют рынок, через год или два после того, как большой урожай был собран, они понижают цену свинины. Фермеры затем находят их выращивание относительно нерентабельным; они разводят меньшее количество свиней, которое, достигнув рынка, повышает цену свинины. Затем цикл начинается снова».
Фактически, цены на свинину росли и падали в замечательно регулярном 4-летнем цикле в течение конца XVII - начале XVIII в. Ясно, что существенные ресурсы были потрачены впустую в таких циклах, поскольку основной капитал и другие поступления и пользовались для разнообразных целей; было бы эффективно «сгладить» такие колеоания и сохранить эти ресурсы. Неясен гот факт, является ли такая стабилизация цен сельскохозяйственной продукции необходимой для достижения этой цели.
|
|
Спектр рыночной нестабильности также используется для объяснения ограничений входа, регулирования цен, и других норм на рынках, где вышеупомянутое рассмотрение не может применяться вообще, например, финансовая и страховая индустрия. Идея здесь состой] в том, что банкротства на определенных рынках могут производить отрицательные эффекты перелива. Например, когда один банк терпит неудачу, доверие к другим банкам также подрывается. Это может заставить клиентов, снять со счетов их наличность и закопать ее в банках от кофе на задних дворах; такой поворот событий вызовет не только трудности у «невиновных» банков, но что более важно, приведет к макроэкономическому дисбалансу. Таким образом, наибольший общественный интерес заключается в обеспечении платежеспособности банков и страховых компаний. Однако, здесь мы должны быть внимательными. Возможно, что объяснения общественного интереса, которые применяются в очень ограниченных обстоятельствах, могут использоваться в оправдание регулирующей политики, которая не является ни эффективной, ни особенно равноправной.
Дилеммы для регулирующих органов
Как мы увидели, определение того является ли рынок естественной монополией, может быть непростой задачей. Но предположим, что мы сделали это. Рисунок 3.6 показывает спрос D и предельный доход MR на этом рынке. Предельные издержки производителя в долгосрочном периоде (на одно изделие) возрастают, но предполагаемый D пересекает долгосрочную кривую средней полной стоимости в области ее снижения. Ясно, что необходим еще один производитель на этом рынке для того, чтобы экономика была полностью задействована. Мы боимся, однако, что такой производитель (как обычно делают монополисты) найдет норму выпуска, увеличивающую прибыль приравняв MR и LMC и установит цену гораздо выше затрат. На рисунке 3.6 такое поведение порождает цену и норму выработки Рт и Qm соответственно, и прибыль (Pm-LATCm) Qm за период.
На рынке, показанном на рисунке 3.6, прибыль максимизируется только тогда, когда цена устанавливается в т. Р*, а выпуск в т. Q*. По этой цене и норме выпуска общественные выгоды (измеряемые областью между спросом и кривыми предельных издержек от начала до количества, произведенного в t.Q*) настолько высоки, насколько это возможно. Не все определенно хорошо с точки зрения производителя. По этой цене, фирма будет неспособна покрыть ее издержки производства; т.е. Р* < LATC* в Q*. Если регулирующие органы просто определят, что цена должна равняться Р*, монополист не сможет производить объем, равный Q* и предпочтет свернуть производство (или даже не открываться вообще), чем нести потери от (LATC* - Р*) Q* за период.
Если регулирующий орган устанавливает цену, позволяющую фирме возмещать се затраты, как Ро на рисунке 3.6, то прибыль не будет максимизироваться. В т. Ро фирма покрывает свои издержки (т.е. зарабатывает нулевую экономическую прибыль или нормальную ставку дохода на инвестированный капитал), производя продукцию в объеме Qo. Но в т. Q,,, потребители оценивают дополнительный выпуск по большим критериям, чем затраты на производство; мы теряем общественную выгоду (заштрихованная область на рисунке 3.6) от производства между Qo и Q.
Имеются некоторые способы, при использовании которых регулирующие власти имеют возможность разрешить эту дилемму. Первая возможность заключается в установлении цены в т. Р*, и любые потери могут быть возмещены в форме субсидий от правительства. Но деньги на эти субсидии должны поступать извне. Если доходы будут расти через поступления от налогов (как это обычно должно быть), это будет подразумевать некоторое искажение ассигнований на других рынках: такие сборы (если они не «аккордные» и, следовательно, не влияют на окончательные соображения участников сделки) поднимут цены и сократят количество облагаемых налогом товаров на рынке. И часто использование любых доходов от налогов для субсидирования монополии оказывается политически непопулярным. По этой причине, некоторые естественные монополии могут принадлежать государству, поскольку управление субсидиями не приносит прибыли частным владельцам.
|
|
В качестве альтернативы, монополисту может быть разрешена ценовая дискриминация установление высоких ставок для одного класса потребителей, чтобы покрыть потери, когда цены равняются предельным издержкам для другого класса. Но это также может быть непопулярно; это перераспределяет доход от потребителей к монополистам и обходится с различными потребителями неравноценно. Ясно, что принятие решения о цене для регулируемой естественной монополии может быть очень сложным вопросом.