Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенность членством в ней- две стороны эффективности групповой деятельности. Значение психологической совместимости членов группы, каналов коммуникаций и стиля лидерства для эффективности деятельности группы. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации.
Совместная деятельность как основание развития социальной группы. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.
Понятие группового решения. Специфика группового решения. Роль дискуссии в принятии группового решения. Мотивы трудовой деятельности. Условия повышения эффективности групповой деятельности. Групповые настроения: те, которые способствуют совместным усилиям людей в группе и те, которые препятствуют совместным усилиям людей в группе.
Основные характеристики коллективного субъекта деятельности:
Ø Целенаправленность (стремление к основной значимой цели),
|
|
Ø Мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности),
Ø Интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива),
Ø Структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственностей),
Ø Согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов),
Ø Организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности),
Ø Результативность (способность достигать положительного результата).
Этапы развития группы:
Анти-коллектив | Итро-эгоизм | Дез-интеграция | Кооперация | Автономия | Коллектив |
Активная дезинтеграция, конфликт-ность и агрессивность | Межличност-ный эгоцентризм | Групповая антипатия | Высокая интеграция в сфере как межличностных, так и деловых отношений. | Высокое внутреннее единство по всем параметрам внутригрупповой активности (Чувство «МЫ») | Реальная контактная группа, отличающая-ся интегратив-ным единством, организован-ностью |
Нулевая точка группы - группа-конгломерат. Группа может развиваться как в сторону позитивного изменения, так и в сторону их снижения.
Феномены, проявляющиеся в совместной деятельности
1. Эффект количественного состава группы (эффект объема).Должен быть оптимум.
2. Эффект качественного состава членов группы зависимость продуктивности деятельности группы от степени однородности-разнородности. Максимально эффективны однородные по социальным показателям и разнородные по биологическим.
3. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
|
|
4. Деиндивидуализация - утрата личного самосознания и ее полное слияние с группах.
5. Феномен сдвига риска-группа дает более рискованные советы, чем те советы, которые давали члены группы индивидуально, до обсуждения в группе.
6. Феномен огруппления мышления – режим мышления, возникающиц у людей в том случае, когда поиски устраивающей всех точки зрения становятся настолько доминирующими, что группа склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия.
7. Социальная леность – тенденция участников совестной деятельности прилагать меньше усилий к выполнению задания, если результат не повлияет на индивидуальную оценку, а ответственность будет распространяться на всю группу.
Постановка задачи: Принять решение о способе поведения в игровой ситуации кораблекрушения в индивидуальном и в групповом режиме. Сравнить результаты выполнения задания в индивидуальном и групповом режиме.