Теоретический материал по теме «Группа как социально-психологический феномен»

Продуктивность групповой деятельности и удовлетворенность членством в ней- две стороны эффективности групповой деятельности. Значение психологической совместимости членов группы, каналов коммуникаций и стиля лидерства для эффективности деятельности группы. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации.

Совместная деятельность как основание развития социальной группы. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.

Понятие группового решения. Специфика группового решения. Роль дискуссии в принятии группового решения. Мотивы трудовой деятельности. Условия повышения эффективности групповой деятельности. Групповые настроения: те, которые способствуют совместным усилиям людей в группе и те, которые препятствуют совместным усилиям людей в группе.

Основные характеристики коллективного субъекта деятельности:

Ø Целенаправленность (стремление к основной значимой цели),

Ø Мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности),

Ø Интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива),

Ø Структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственностей),

Ø Согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов),

Ø Организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности),

Ø Результативность (способность достигать положительного результата).

Этапы развития группы:

Анти-коллектив Итро-эгоизм Дез-интеграция Кооперация Автономия Коллектив
Активная дезинтеграция, конфликт-ность и агрессивность Межличност-ный эгоцентризм Групповая антипатия Высокая интеграция в сфере как межличностных, так и деловых отношений. Высокое внутреннее единство по всем параметрам внутригрупповой активности (Чувство «МЫ») Реальная контактная группа, отличающая-ся интегратив-ным единством, организован-ностью

Нулевая точка группы - группа-конгломерат. Группа может развиваться как в сторону позитивного изменения, так и в сторону их снижения.

Феномены, проявляющиеся в совместной деятельности

1. Эффект количественного состава группы (эффект объема).Должен быть оптимум.

2. Эффект качественного состава членов группы зависимость продуктивности деятельности группы от степени однородности-разнородности. Максимально эффективны однородные по социальным показателям и разнородные по биологическим.

3. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

4. Деиндивидуализация - утрата личного самосознания и ее полное слияние с группах.

5. Феномен сдвига риска-группа дает более рискованные советы, чем те советы, которые давали члены группы индивидуально, до обсуждения в группе.

6. Феномен огруппления мышления – режим мышления, возникающиц у людей в том случае, когда поиски устраивающей всех точки зрения становятся настолько доминирующими, что группа склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия.

7. Социальная леность – тенденция участников совестной деятельности прилагать меньше усилий к выполнению задания, если результат не повлияет на индивидуальную оценку, а ответственность будет распространяться на всю группу.

Постановка задачи: Принять решение о способе поведения в игровой ситуации кораблекрушения в индивидуальном и в групповом режиме. Сравнить результаты выполнения задания в индивидуальном и групповом режиме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: