Понятие и типология правовых систем. В современном мире существует множество национальных правовых систем, отличающихся друг от друга по ряду параметров. Это и понятно, ибо каждое суверенное государство имеет свою «национальную» систему права, отражающую историю, традиции, духовные ценности страны, ее экономический и политический строй, социальную базу и т.д.
Как уже отмечалось выше, правовая система любого государства не сводится к национальной системе права, она значительно шире ее. Правовая система представляет собой совокупность правовых явлений, рассматриваемых через призму особенностей правовой идеологии, правообразования, правореализации содержания и формы права той или иной страны. Она, по сути, отражает всю правовую действительность страны, взятую под определенным углом зрения в фокусе, рассчитанном на то, чтобы оттенить всю специфику правовых явлений в той или иной стране.
При всем том, что национальная правовая система каждой страны имеет неповторимые особенности, исторически сложились несколько групп, «семей» правовых систем современности.
|
|
Знание их особенностей имеет не только познавательное, но и важное практическое значение, особенно для международных экономических связей и для договоров с участием иностранцев.
Наиболее распространенным является выделение трех «семей» правовых систем в современном мире, обоснованное Рем Давидом с учетом роли религии в правовой идеологии и роли судебного и административного прецедента в правообразовании. Эта классификация утверждается ныне и в нашей отечественной литературе[145]. Она различает: а) германо-романскую группу; б) англосаксонскую группу; в) семью религиозно-традиционных правовых систем.
Романо-германское семейство правовых систем функционирует главным образом на европейском континенте (Франция, ФРГ, Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Португалия и т.д.). Она в какой-то мере является результатом рецепции римского права. В этой группе правовых систем на первый план выдвинуты нормы права, основным источником права считается закон, соответствующий писаным конституциям. Различаются кодексы, текущие законы и сводные тексты правовых норм, включая такие подзаконные нормативно-правовые акты, как регламенты, административные циркуляры, декреты министерств и т.д. Роль правового обычая весьма ограничена. Судебный прецедент чаще всего не признается источником права. Общепризнанные принципы и нормы международного права либо объявляются имеющими приоритет перед внутренними законами, либо включаются в национальную правовую систему как ее органическая часть. В правопонимании господствует идеология нормативизма. Все это создает почву для того, чтобы считать данную семью нормативно-законодательной системой.
|
|
Англосаксонская группа правовых систем основывается на признании основным источником права судебного или административного прецедента, наделении нормативными свойствами судебных и административных актов. Действуют общие правила, в соответствии с которыми однажды сформулированное судебное решение становится обязательным по другим аналогичным делам. Отсутствует деление права на частное и публичное. Принято говорить об «общем» или «естественном» праве и о праве «справедливости» или «позитивном» праве, подразумевая под первым - «неписаные», под вторым - «писаные» нормативно-правовые установления. Здесь не придается серьезного значения также выделению отраслей права. Правовая идеология основана на юридическом позитивизме.
В эту семью входит и американская правовая система. Английские поселенцы на территории нынешних США внедрили там основные начала обычного, прецедентного права, хотя постепенно появились совершенно новые моменты, связанные с федеративным устройством США и развитием правотворческой деятельности по созданию законов и других нормативно-правовых актов. Штаты в пределах своей компетенции создают законы (в том числе свои гражданские, уголовные, процессуальные и иные кодексы) и собственные правоприменительные прецеденты, их высшие судебные инстанции и Верховный суд США строго не следуют существующим прецедентам. Рассматриваемую семью правовых систем иногда называют англо-американской. Но, по сути, в эту же группу входят правовые системы многих других стран, в частности Канады, Мальты, Австралии, Новой Зеландии.
Семья религиозно-традиционных правовых систем основывается либо на тесном переплетении правовых и религиозных норм, либо на общинных традициях, освещенных религией. В первом случае речь идет главным образом о мусульманском, индусском или иудейском праве как системе норм, выраженных, прежде всего, в религиозной форме и действующих в странах, где господствуют мусульманская, индусская или иудейская религия, во втором - о странах Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара, где общинные традиции имеют приоритет перед законодательством и судебным или административным прецедентом.