Николай Кузанский

Понятие и типология правовых систем. В современном мире существует множество национальных правовых систем, отличающихся друг от друга по ряду параметров. Это и понятно, ибо каждое суверенное государство имеет свою «национальную» систему права, отражающую историю, традиции, духовные ценности страны, ее экономический и политический строй, социальную базу и т.д.

Как уже отмечалось выше, правовая система любого государства не сводится к национальной системе права, она значительно шире ее. Правовая система представляет собой совокупность правовых явлений, рассматриваемых через призму особенностей правовой идеологии, правообразования, правореализации содержания и формы права той или иной страны. Она, по сути, отражает всю правовую действительность страны, взятую под определенным углом зрения в фокусе, рассчитанном на то, чтобы оттенить всю специфику правовых явлений в той или иной стране.

При всем том, что национальная правовая система каждой страны имеет неповторимые особенности, исторически сложились несколько групп, «семей» правовых систем современности.

Знание их особенностей имеет не только познавательное, но и важное практическое значение, особенно для международных экономических связей и для договоров с участием иностранцев.

Наиболее распространенным является выделение трех «семей» правовых систем в современном мире, обоснованное Рем Давидом с учетом роли религии в правовой идеологии и роли судебного и административного прецедента в правообразовании. Эта классификация утверждается ныне и в нашей отечественной литературе[145]. Она различает: а) германо-романскую группу; б) англосаксонскую группу; в) семью религиозно-традиционных правовых систем.

Романо-германское семейство правовых систем функционирует главным образом на европейском континенте (Франция, ФРГ, Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Португалия и т.д.). Она в какой-то мере является результатом рецепции римского права. В этой группе правовых систем на первый план выдвинуты нормы права, основным источником права считается закон, соответствующий писаным конституциям. Различаются кодексы, текущие законы и сводные тексты правовых норм, включая такие подзаконные нормативно-правовые акты, как регламенты, административные циркуляры, декреты министерств и т.д. Роль правового обычая весьма ограничена. Судебный прецедент чаще всего не признается источником права. Общепризнанные принципы и нормы международного права либо объявляются имеющими приоритет перед внутренними законами, либо включаются в национальную правовую систему как ее органическая часть. В правопонимании господствует идеология нормативизма. Все это создает почву для того, чтобы считать данную семью нормативно-законодательной системой.

Англосаксонская группа правовых систем основывается на признании основным источником права судебного или административного прецедента, наделении нормативными свойствами судебных и административных актов. Действуют общие правила, в соответствии с которыми однажды сформулированное судебное решение становится обязательным по другим аналогичным делам. Отсутствует деление права на частное и публичное. Принято говорить об «общем» или «естественном» праве и о праве «справедливости» или «позитивном» праве, подразумевая под первым - «неписаные», под вторым - «писаные» нормативно-правовые установления. Здесь не придается серьезного значения также выделению отраслей права. Правовая идеология основана на юридическом позитивизме.

В эту семью входит и американская правовая система. Английские поселенцы на территории нынешних США внедрили там основные начала обычного, прецедентного права, хотя постепенно появились совершенно новые моменты, связанные с федеративным устройством США и развитием правотворческой деятельности по созданию законов и других нормативно-правовых актов. Штаты в пределах своей компетенции создают законы (в том числе свои гражданские, уголовные, процессуальные и иные кодексы) и собственные правоприменительные прецеденты, их высшие судебные инстанции и Верховный суд США строго не следуют существующим прецедентам. Рассматриваемую семью правовых систем иногда называют англо-американской. Но, по сути, в эту же группу входят правовые системы многих других стран, в частности Канады, Мальты, Австралии, Новой Зеландии.

Семья религиозно-традиционных правовых систем основывается либо на тесном переплетении правовых и религиозных норм, либо на общинных традициях, освещенных религией. В первом случае речь идет главным образом о мусульманском, индусском или иудейском праве как системе норм, выраженных, прежде всего, в религиозной форме и действующих в странах, где господствуют мусульманская, индусская или иудейская религия, во втором - о странах Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара, где общинные традиции имеют приоритет перед законодательством и судебным или административным прецедентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: