Качество восприятия устной речи тесно связано с объемом оперативной (кратковременной) памяти человека. Как показывают наблюдения, объем оперативной памяти ограничен и характеризуется так называемым «магическим» числом 7 [1]. В среднем именно таким является предельное количество объектов, которое человек может запомнить после однократного предъявления. Объектом может быть любое монолитное по смыслу единство — слово, число, смысловая часть лекции и т. п. Исходя из этого, можно рекомендовать, например, чтобы сообщение охватывало не более 7 разных принципиальных вопросов, имея, таким образом, не более 7 смысловых частей.
Антицифровой барьер
Что касается восприятия и запоминания цифр, то здесь необходимо учитывать существование так называемого антицифрового барьера. В связи с этим сообщение (независимо от его продолжительности) должно содержать не более 20 цифр, объединенных не более чем в 7 смысловых групп, каждая из которых содержит не более 2–3 цифр.
Чтобы аудитория легче воспринимала и запоминала цифры, следует их округлять, например вместо "роста на 46 процентов" можно вести речь о "росте без малого в полтора раза". Наоборот, если цель манипулятора — "запудрить мозги", то он может обрушить на слушателя поток цифр, дабы создать впечатление доказательности своей речи.
|
|
Воздействие цвета на человека
Давно замечено, что цвет влияет на самочувствие и, следовательно, может быть использован для соответствующих целей:
красный — возбуждает;
голубой — успокаивает;
желтый — возбуждает желание действовать, прилагать усилия;
оранжевый — вызывает радость;
зеленый — создает приятное настроение;
черный — угнетает, вызывает печаль;
белый — утомляет, вызывает усталость.