Все, кто бывал в КЮФе, пережили переворот в своих представлениях о коллективном воспитании. Лишь потом, через много лет, узнали мы, что наряду со знакомой нам «педагогикой деятельности» существует «педагогика отношений» и «педагогика сотрудничества». Много позже, заново осмысливая Маркса, мы открывали для себя, что деятельность воспитывающая, т.е. изменяющая человека, лишь та, которая изменяет окружающий мир. Тогда же, в начале шестидесятых, непривычно поражала практика коллективной жизни подростков, абсолютно непохожая на ту, что была в массовой школе.
Все, кто побывал в КЮФе или в «Орленке», даже те, кто много лет проработал воспитателями, учителями, вожатыми, студенты, комсомольские работники пережили переворот представлений.
Прежде всего – представлений о коллективной деятельности и ее цели. Оказывается главное – не работа, а забота! Забота о Человеке, близком и далеком. А забота – это поиск. Оказывается, надо откликаться не на призыв начальства, а на позывные сердца «Будь коммунар новой жизни творцом, армии Ленина смелым бойцом!» (так говорилось в заповедях коммунаров). Оказывается, природа детства и природа взрослого совместимы, и стертые слова «общественно-полезная деятельность» могут означать детскую радость: трудовой десант и гайдаровский рейд, операцию «Радость людям» и политбой, разнобой и защита проектов, суд над общественным злом и бой ораторов, разговор «Расскажи мне обо мне».
|
|
Далее – переворот в представлениях о коллективном воспитании; о структуре самодеятельности коллектива и руководстве самодеятельностью детей.
Оказывается, можно с успехом работать не с массой – дружиной, школой, а с первичным коллективом. И самая рабочая, самая творческая его единица – это звено или бригада, команда или небольшой сводный отряд. И для каждой такой единицы есть набор интересных дел, ребята их сами придумывали и каждое звено по очереди выступает организатором жизни отряда, класса или даже школы. Не в дружине, а здесь, в звене – центр проектирования любого дела и улучшения окружающей жизни. И оценка отсюда же. Вот это и есть коллективная организаторская деятельность; все думают, что делать и как; все по очереди организуют и все анализируют. О том, что надо больше работать со звеном, говорили многие, но получалось, по настоящему, только здесь. Когда все организаторы и все исполнители – нет зрителей, все активны!
Отметим переворот и в понимании возрастных особенностей: оказывается, главное для ребят не развлечение, не праздники, не танцы и вечера, а самоанализ и раскованность в творчестве, чтобы самоутвердиться как гражданину. Оказывается, есть такая деятельность – коллективный анализ. Обсуждение, оценка дня, дела – это не просто «нравится – не нравится». Это особая, сложно организованная и захватывающая общая работа. Хорошо провести анализ тяжелее, чем самый трудный урок. Удивительно: в коммуне ребята все сами делали, сами старались и сами же себя беспощадно критиковали – чтобы завтра было лучше. Анализ – это когда в простом открываются сложности, а сложное становится простым.
|
|
И, наконец, переворот представлений о роли педагога и его отношениях с детьми – личностями, с детьми – индивидуальностями.
Оказывается, педагог – это не артист, выступающий со сцены, не лектор, вещающий с кафедры, и не все знающий наставник, ведущий назидательный монолог, а товарищ по борьбе, по постижению знаний, по игре и творчеству, идейный не по должности, а по душе. Оказывается, с детьми можно разговаривать не только, когда они – линейка, каре. Самый лучший разговор в кругу; самая демократическая форма общения – круг. Оказывается, бывают сборы и собрания не одних детей, но и общие собрания – детей и взрослых (общий сбор), где все важно для всех, и где все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность и имеет право на свое мнение, с которым он и уходит с собрания.
Иначе говоря, поражало очевидное присутствие в ребячьих коллективах как раз того, что составляет сущность подлинной коллективности: коммунистической направленности, демократизма, внимания к человеку.
Создав сводную пионерскую дружину при Доме пионеров Фрунзенского района И. Иванов, Л. Борисова и Ф. Шапиро поставили перед собой цель испытать методику «Союза энтузиастов», для чего обучить актив коллективной организаторской деятельности. Но тут-то и вышел великий педагогический парадокс: хотели испытать методику, а получили живой, боевой, строптивый, идейный и творческий коллектив. Эффект Буратино: делается предмет, а выходит живое существо, которое растет, временами болеет и не всегда предсказуемо, потому что – живое.
Напомню о гуманизме и нравственной красоте отношений, о самодеятельности и юморе, оставшихся в законах коммуны: «Правда – но без громких фраз. Красота – но без прикрас, и добро – не на показ – вот, что дорого для нас!»
«В коммуне нет начальства, хозяин – коллектив, а кто начальство корчит, тот гнусный жалкий тип».
В 60-е годы ответом на общественные запросы в области воспитания становится коммунарская методика. Вот почему Коммуна юных фрунзенцев, а затем «Орленок» стали своеобразной педагогической Меккой. А трибуной, пропагандирующей гражданскую, творческую позицию школьного человека – ученика и учителя, – «Комсомольская правда».
В январе 1962 г. «Комсомольская правда» открыла на своих страницах заочный «Клуб юных коммунаров». Школьным комсомольским группам клуб предлагал общественные задания, трудовые десанты, новые формы творческой коллективной жизни. В «Комсомольскую правду» шли отчеты, раскрывающие горизонты активности и творчества комсомольцев-школьников и их друзей. В школах стали возникать секции клуба юных коммунаров.
ЦК ВЛКСМ с самого начала поддерживал это искреннее патриотическое движение юных. Летом 1962 года ЦК ВЛКСМ выделил 40 путевок в «Орленок» для представителей коммунарских секций. Сюда были приглашены семеро ребят из КЮФ и трое вожатых: Л. Балашкова, И. Леонова и В. Малов. В последующий год уже 500 старшеклассников приезжают на учебу в «Орленок». В каждом отряде два ленинградских коммунара-инструктора. После 1963 года пошла цепочка сборов: в Салехарде, в Горловке, в Перми, в Новосибирске, в Киеве, в Петрозаводске, в Архангельске, в десятках других городов. При горкомах, райкомах комсомола, при школьных комитетах стали собираться неравнодушные, недовольные серостью школьной жизнью подростки. Коммунарство давало им путь обновления жизни.
|
|
Началось своеобразное движение по обмену опытом. Одни коммунары приглашали к себе других. Ребята коллективно зарабатывали деньги и ехали на коммунарские сборы в Сибирь, в Петрозаводск, на Украину, на Урал.
Коммунарство как новый дух и как новая методика пошло по стране заразительно, по-настоящему инициативно. Это были «неформалы» с духом коммунарства. И там, где партийные и комсомольские организации, педагогические коллективы поддержали ребят, помогли им преодолеть максимализм, – повысилось качество воспитания в школе и комсомоле.
Отсутствие на первом этапе методических обобщений создавало впоследствии у многих иллюзию собственного открытия. Кое до чего докапывались сами, кое-что переделывали. Так возникал механизм соавторства. Если в 1963 г. в «Орленке» делался лишь механический оттиск КЮФа, то в 1964–1966 гг. – это было уже новое явление, ориентированное на массовую школу.
Стоит, наверное, сказать: надо различать два явления. Одно – движение юных коммунаров, другое – движение самой коммунарской методики.