Что она такое?

Педагогическое явление, обозначаемое то как «коммунарская методика», то как «методика творческого воспитания», то как «орлятская педагогика», то как «методика И. Иванова», – понятия не абсолютно идентичные и в то же время они одного корня, одного рода.

В основе их лежат педагогические идеи Н. Крупской, А. Макаренко, С. Шацкого, развитые и технологически разработанные профессором И. Ивановым.

Второе, что объединяет эти явления, – существование в Ленинграде Коммуны юных фрунзенцев, коллектива, ставшего длительно действующей моделью нового воспитания, он с 1959 по 1972 год питал практическую педагогику поиска, объединял тех, кто тянулся к новому в школе. Это был живой коллектив, а потому он не стоял на месте, развивался сам и развивал заложенные в него идеи. И в этом несомненная и основная заслуга Ф. Шапиро, старших коммунаров и их старших друзей – М. Казакиной, Б. Неменского, С. Соловейчика и других, с разных сторон обогащавших развитие этого коллектива.

Говоря в общем виде о сути обсуждаемой методики, определим ее пока как методику интенсивного формирования и творческого развития коллектива социалистического типа.

В чем ее суть? Эта методика предполагает:

– создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;

– построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа – и общих дел, и отношений, и поступков;

– организацию деятельности, общественно-значимой («для людей»), личностно-значимой («творчески – иначе зачем»), художественно инструментованной (ритуалами, законами, традициями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства – что и составляет следующий компонент;

– особую позицию педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позицию, которая обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского (друзей младших).

Отличительная черта методики в том, что субъектом ее применения выступают и воспитатели, и воспитанники в равной мере.

Основной педагогический результат применения методики – развитие гражданского самосознания и способность к социальному творчеству.

В развитии коммунарской методики можно выделить 5 стадий, отражающих её отношения с практикой:

период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) – 1956–1959 гг.;

период рождения экспериментальных коллективов и создания целостной коммунарской методики (строительный период), включающий создание клуба юных фрунзенцев «Орленка», клуба юных коммунаров – 1959–1962 гг.;

период распространения методики – 1962–1966 гг.;

период консервации – 1966–1986 гг.;

период расконсервации.

Чтобы понять, что нового эта методика внесла в педагогику, позволим себе несколько штрихов к портрету школы начала пятидесятых годов.

Из нее ещё не ушел аскетизм военных лет: серая одежда, одинаковые прически, отчужденность – следствие раздельного обучения мальчиков и девочек; в школе и вне ее никакого труда. Вся воспитательная работа – в стенах школы, сборы – продолжение уроков и по форме (все сидят за партами) и по содержанию («Волга – русская река», «пословицы и поговорки»).

На пионерских сборах и комсомольских собраниях разбор нарушителей дисциплины и успеваемости. Высшее проявление коллективного творчества – художественная самодеятельность в виде выступления хора, исполнения монтажей, физкультурных упражнений. В коллективе ученическом, в комсомольской группе, в пионерском отряде – четкое разделение на начальство (актив, учителя, вожатые) и подчиненных им членов коллектива. Одни только выступают, другие только слушают, поэтому реальной была педагогика зрительного зала. Кое-где замечались тлеющие угольки тимуровской работы.

В теории и на практике коллектив рассматривался как внешняя по отношению к личности, принудительная сила. Это был период, когда идеи А. Макаренко еще только начинали прививаться на почве массовой школы, причем из всего богатства его наследия настойчиво внедрялись лишь «единые требования». На педагогических чтениях Института теории и истории педагогики в 1953 году выступило 36 докладчиков. Из них о формировании сознательной дисциплины и отношения к учению с помощью ученического коллектива, пионерской и комсомольской организаций, о работе над Правилами для учащихся, о режиме дня, об организации учителем дежурств в школе, о дневнике как средстве воспитания, о единых требованиях – двадцать шесть; об изучении индивидуальных особенностей – один, о дружбе и товариществе – три (в том числе доклад В. Сухомлинского), об эстетическом воспитании – один. Об инициативе и самодеятельности – ни одного.

В середине 50-ых годов над страной пронесся ветер перемен. Критика культа руководящей личности и его последствий, восстановление социалистической законности, возрождение гуманистических идеалов и ценностей, творческого духа народа – такова атмосфера того времени. Явления духовной жизни общества: наука, искусство, культура, образование – испытывали в этих условиях ощутимое возрождение.

К началу 60-х годов обозначились два прорыва к новому в пионерской педагогике – эмоционально–романтический, мажорный тон в жизни детского коллектива, осуществленный С. Шмаковым и его друзьями по «Союзу одержимых» в Новосибирске. На смену серым тонам одежды и форм воспитания приходили яркие пилотки, портупеи, шевроны, восстанавливались игровые традиции 20–30-х годов – пионерские речевки, живые газеты, агитбригады, синие блузы, военные игры.

Другой подход – сущностно-самодеятельный опирался на творческую мысль и нравственную активность самих детей, мысль и активность которых, однако, проявляется лишь в совместной товарищеской заботе, воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни.

Этот подход осуществлял И. Иванов со своими друзьями по «Союзу энтузиастов» в Ленинграде.

Ко времени создания Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ) И. Ивановым была сформирована методика коллективной организаторской деятельности, включавшая 3 звена: коллективное планирование, организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку сделанного. Причем каждый компонент этой методики был обеспечен новой технологией, отработанной в 202-й, 317-й, 157-й школах Ленинграда с помощью Л. Борисовой и Н. Сыч.

Непосвященному многие элементы коммунарской методики в словесном изложении покажутся, возможно, банальностью. Но будем помнить: без технологии воспитания не существует. За одними и теми же словами: сбор, огонек, коллективный анализ, планирование, разведка дел и друзей, творческая забота, организаторская деятельность – может не содержаться ничего кроме пустых слов, а может – огромное педагогическое богатство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: