Системообразующие идеи методики организации группового дела

Прежде чем приступить непосредственно к созданию группового дела, воспитатель должен осознать общий философский смысл, идею, положенные в его основу.

Н. Е. Щуркова понимает воспитание как «восхождение к культуре современного ему общества, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека».

Система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать у ребенка образ жизни, достойный Человека, «построенной на основании Добра, Истины, Красоты».

Формируя «образ жизни, достойный Человека», педагог тем самым передает эстафету культурных достижений. При этом недопустимо навязывать ребенку какой-либо образ, тем более что мера постижения таких вечных категорий, как истина, добро, красота, зависит от человека и вряд ли найдется мудрец, который взял бы на себя смелость сказать, что он постиг Истину. Постижение истины, добра и красоты – это процесс, и важно, чтобы дети не усваивали красивые догмы, а приобщались к великим ценностям человеческой жизни.

Процесс постижения мира не может идти в изоляции от него. Мы не можем закрыть ребенку глаза на зло, насилие, ложь, преступления. Задача педагога заключается в том, чтобы дать «педагогическую интерпретацию» происходящим событиям и тем самым сформировать ценностное отношение к миру.

Путь, который открывает для педагога новые возможности в освоении мира, – это «воссоздание культуры» вместе с детьми. Именно так формируется система жизненных ценностей.

Человеческая культура представлена миром вещей и миром идей. На протяжении человеческой истории накопилось великое множество предметов и шедевров человеческой мысли, которые можно назвать «хранителями культурных достижений». Общение с хранителем культуры, будь то художественное полотно, старая фотография из семейного альбома, стихотворная строфа, уже само по себе ценно. Но когда это общение преломляется через систему ценностных отношений, воспитательный эффект усиливается.

Например, участникам группового дела «С великим – запросто» предлагается крылатая фраза, высказывание знаменитого человека, факт из жизни, портрет. Групповое дело строится на том, что каждый в свободной форме сообщает свои мысли по поводу зачитанной цитаты, ведет воображаемый диалог, задает волнующий его вопрос.

В такого рода групповом деле учащиеся отходят от привычной в рамках школьных уроков практики заучивания и воспроизведения на оценку фактов биографии и цитат из произведений знаменитых людей. Они вынуждены высказывать собственное мнение, а это требует определенной умственной и духовной работы.

Предмет выступает символом человеческих отношений и ценностей. Например, в групповом деле «Конверт дружеских вопросов» средством общения является конверт. В него вкладываются листочки, на которых дети или педагог предварительно написали свои вопросы. Конверт передается из рук в руки. Тот, у кого в руках оказывается конверт, достает вопрос и тут же отвечает на него. Конверт выступает здесь символом дружеского общения.

Н. Е. Щуркова выделяет пять источников, через которые осуществляется вхождение в культуру: искусство, мораль, наука, персоналии выдающихся личностей, материальные ценности.

Таким образом, средствами нашего общения могут быть: художественное полотно, моральное суждение, научный факт (факты экологического бедствия), событие из жизни великого человека, любой предмет материального мира (книга, стул, очки, детская игрушка и др.). Нужно помнить, отмечает Н. Е. Щуркова, что «предмет только тогда говорит, когда из него извлекают скрытое отношение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: