Методами воспитания называют способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:
– непосредственного влияния на учеников;
– создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
– использования общественного мнения, а также мнения значимого для него человека;
– совместной деятельности воспитателя и воспитанника;
– обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в процессе межличностного или профессионального общения;
– погружения в мир народных традиций и фольклора, чтения литературы.
Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.
|
|
1. По характеру воздействия на личность:
а) убеждение,
б) упражнение,
в) поощрение,
г) наказание.
2. По источнику воздействия на личность:
а) словесные;
б) проблемно-ситуативные;
в) методы приучения и упражнения;
г) методы стимулирования;
д) методы торможения;
е) методы руководства;
ж) методы самовоспитания.
3. По результатам воздействия на личность:
а) методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
б) методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.
4. По направленности воздействия на личность методы воспитания делятся на:
а) методы, формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
б) методы, организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;
в) методы, обеспечивающие помощь воспитанникам и оценку их поступков.
5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:
а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);
б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация);
в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);
г) волевую сферу (требование – упражнение);
д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);
е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);
ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).
Оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:
1) формирования сознания личности;
2) организации деятельности и опыта общественного поведения;
3) стимулирования поведения личности[33].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ПЕДАГОГИКА /