1. Подготовьте схему классификации методов воспитания, выделив в ней основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.
2. Какая из известных вам классификаций методов воспитания кажется вам наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.
3. Согласны ли вы с мнением о том, что метод соревнования противоречит гуманистическим принципам воспитания. Аргументируйте свою точку зрения.
4. Согласны ли вы с мнением о том, что метод поощрения и метод наказания следует применять осторожно и нечасто. Попробуйте сформулировать систему психолого-педагогических и этических требований (как вариант: категорических запретов) к применению этих методов.
5. Есть ли воспитательный смысл в наказании, если оно «не должно причинять ребенку страдания – ни физические, ни моральные». И что такое страдание? Переживание чувства вины – это страдание? Найдите в словарях и справочной литературе ответы на эти вопросы и обоснуйте свой ответ.
6. Сформулируйте систему правил (как вариант: категорических запретов), регламентирующих использование в воспитательной практике метода педагогического требования.
7. Охарактеризуйте достоинства и недостатки метода общественного мнения. Когда и при каких условиях опора на общественное мнение может быть педагогически опасна…
8. Педагогическая техника и педагогическое мастерство: как они взаимосвязаны?
9. Давайте превратим аудиторию в театральную студию и вы продемонстрируете подготовленные и тщательно отрепетированные дома мимические действия:
· Изобразите выражение лица:
– невозмутимое,
– раздраженное,
– выражающее высшую степень удовлетворенности (ответом, поступком ученика),
– выражающее человеческую симпатию,
– уязвленное,
– обиженное (в педагогически допустимых пределах),
– удивленное,
– растерянное,
– огорченное.
· Обратите на собеседников взгляд:
– усталый,
– скептический,
– недоверчивый,
– восхищенный,
– взбешенный,
– приветливый,
– оскорбленный,
– суровый,
– неприступный,
– обещающий какие-либо блага.
10. А. С. Макаренко уверял, что умеет говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, выражая при этом 15–20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Сколько интонационных вариантов при произнесении этих слов («иди сюда») можете употребить вы? И сколько вариантов выражения вашего отношения к тому, кого вы подзываете, вы можете продемонстрировать с помощью выражения лица, движения фигуры, жестов…