ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Эффективность деятельности классного руководителя во многом определяется грамотным планированием работы, которое предполагает составление различных видов документации.
При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:
1) результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе ее анализа;
2) воспитательные и организационно-педагогические задачи;
3) материалы, педагогические и методические рекомендации по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;
4) передовой опыт страны, города, школы;
5). возможности родителей и общественности;
6) воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
7) традиционные праздники учебного года;
8) события и факты, связанные с жизнью страны, города, села;
9) события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
10) традиции школы и классного коллектива;
11) мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
12) планы школьного коллектива;
13) предыдущие планы работы классного коллектива и классного руководителя.
В зависимости от личностных установок и стиля работы классный руководитель может составлять различные планы:
· программу воспитательной работы в классе;
· план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;
· план работы по определенному направлению на данный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;
· план подготовки и проведения классного часа, родительского собрания;
· план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т. п.;
· план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Программа воспитательной работы в классе – самый сложный вид планирования, поскольку он предполагает серьезную аналитическую деятельность и психолого-педагогическую подготовленность педагога. От плана воспитательной работы программа отличается тем, что в ней обязательно должны отражаться параметры, обосновывающие:
а) почему в работе с данным классом выбраны именно эти направления деятельности;
б) какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается;
в) как именно будут проходить подготовка и проведение различных видов и форм работы (с педагогами, с коллективом в целом, органами самоуправления, родителями).