ü Идеи воплощены в психологии, педагогике, дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании
ü Стремился решить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизм его формирования
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского (1896-1934)
· Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных (с точки зрения марксизма) – использование человеком орудий труда для преобразования мира и сохранение этих орудий
· Возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психическому миру человека?
· Располагает ли сознание особыми орудиями, направленными не вовне, а внутрь, на овладение собственной психической жизнью и поведением?
· Такие орудия есть, они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминания и др.
· Различал два уровня психического – натуральные и высшие психические функции
· Предмет психологии – история развития высших психических функций (ВПФ)
· Натуральные функции даны человеку как прирподному существу (механическое запоминание, непроизвольное внимание)
· ВПФ – целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание – важнейшая характеристика – опосредованность (наличие средств, при помощи которых они организуются)
· Основной путь возникновения ВПФ – интериоризация (перенос во внутренний план) социальных форм поведения в систему индивидуальных форм.
· ВПФ возникают в процессе сотрудничества и социального общения
· Центральный момент – овладение словесным знаком, возникновение символической деятельности
· Знак – выступает как внешний стимул
· ВПФ в своем развитии проходит две стадии
· Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (интерпсихологической процесс)
· Позже как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс
· Слово в развитии ребенка первоначально существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка ко взрослому, затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность (позволяет планировать), речь превращается в интрапсихическую форму
·
· Формирование ВПФ - длительный процесс (начинается в речевом общении, завершается в символической деятельности)
· Через общение человек овладевает ценностями культуры, овладевая знаками, при общается к культуре,
· Основные составляющие внутреннего мира – значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты)
· Связь развития и обучения – обучение ведет за собой развитие
· Понятие «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития»
· Путь через другого в развитии – центральный
· Обучение – особым образом организованное сотрудничество, общение
· Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под руководством взрослого задают ближайшую перспективу развития ребенка
· Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития
· Культура - то, что определяет особенности сознания человека через языковые средства