Теория деятельности А.Н.Леонтьева(1903-1979)

Þ Психология как наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности

Þ Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение

Þ Изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности, управляя практической деятельностью, мы управляем внутренней, психической деятельностью

Þ Сложившиеся в результате интереоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются основой для порождения внешних действий, высказываний и др.

Þ Процесс перехода «внутреннего во внешнее» - экстериоризация

Þ Принцип «интереоризации – экстериоризации»

Þ Каковы критерии психического? (Панпсихизм – всеобщая одушевленность, биопсихизм – психика у всего живого, нейропсихизм – психика у тех, кто обладает нервной системой, антропопсихизм – психика только у человека)

Þ А.Н.Леонтьев попытался найти критерий психики в особенностях поведения организма

Þ Психика – как особая форма отражения действительности

Þ Раздел между допсихическими и психическими уровнями отражения – в переходе от раздражимости к чувствительности

Þ Раздражимость – свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью

Þ Чувствительность – свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическими воздействиями, что способствует более эффективной адаптации

Þ Именно наличие чувствительности является критерием психического

Þ Абиотическое воздействие отражается в виде идеального образа, что и означает наличие психики как внутренней реальности

Þ На уровне чувствительности возможно говорить об особой форме активности, направляемой идеальным образом

Þ Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, т.е. субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира

Þ Первая стадия эволюционного развития психики – «элементарная сенсорная психика»

Þ Следующая стадия – «перцептивная психика», на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов

Þ Третья стадия – «интеллекта», на которой происходит отражение связей между объектами

Þ Новые ступени психического отражения возникают из-за усложнения деятельности, связывающей организм со средой

Þ Проблема возникновения сознания

Þ Сознание – возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отражения, т.е. возможность объективного отражения

Þ Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда, который предполагает разделение функций

Þ Имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но результату, целесообразному в контексте коллективной деятельности и выполняющие в этой деятельности промежуточную роль

Þ Цель отделяется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности

Þ Чтобы осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем контексте (осмыслить его)

Þ Один из факторов возникновения – коллективный труд

Þ Другой фактор – включенность человека в речевое общение, что позволяет через овладение системой языковых значений стать сопричастным общественному опыту

Þ Сознание образуется смыслами, значениями и чувственной тканью сознания (образное содержание)

Þ Деятельность – исходный момент формирования психики на различных уровнях

Þ Деятельность – форма активности

Þ Активность побуждается потребностью (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида)

Þ Потребность – переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения - проявляется в поисковой активности

Þ В ходе поисков потребность встречается с ее предметом (фиксация на предмете)

Þ С этого момента активность становится направленной, опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или нет

Þ Деятельность соотносится с мотивом, мотив – то, ради чего совершается деятельность

Þ Деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом

Þ Действие – главная структурная единица деятельности – процесс, направленный на достижение цели

Þ Цель - осознаваемый образ желаемого результата

Þ Цель отделяется от мотива (образ результата действия от того, ради чего осуществляется деятельность)

Þ Отношение цели действия к мотиву представляет смысл

Þ Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией (условиями)

Þ Эти способы – операции – более низкий уровень в структуре деятельности

Þ Деятельность – совокупность действий, вызываемых мотивом

Þ Действие – совокупность операций, подчиненных цели

Þ Самый низкий уровень – психофизиологические функции, «обеспечивающие» психические процессы

Þ Эта структура деятельности принципиально единая для внешней и внутренней деятельности

Þ Но форма разная (действия производятся с реальными предметами или с образами предметов)

Þ Ведущая деятельность – с ней на данном этапе развития связано появление новообразований в психике, она влияет на другие виды деятельности

Þ Проблема личности – личность рождается дважды:

Þ первое рождение личности происходит в дошкольном возрасте (устанавливается иерархия мотивов), когда возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению соответственно социальным мотивам

Þ Второе рождение происходит в подростковом возрасте, связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания (саморегуляции)

Д.Б.Эльконин (1904-1984) построил периодизацию возрастного развития

ü Ведущая деятельность

ü Смена ведущей деятельности – переход на новую стадию (от игровой к учебной и др.)

ü Основной механизм – «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступало как одна из целей в самостоятельный мотив


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: