Психокоррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования.
Коррекция психического развития, Компенсация, Уравновешивание, Выравнивание, Развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных
Психокоррекционная работа включает позиции:
I. «Делай как я!»
II. «Давай сделаем вместе!»
III. «Выбирай из этих способов сам!»
Групповая и индивидуальная работа.
Характеристика методов и приемов психокоррекции
§ Психоаналитический подход – направленность на смягчение симптомов внутреннего конфликта взаимодействия Сверх-Я и Оно через преодоление неадекватных психологических защит
§ Бихевиористское направление – изменение тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента (через обучение нужным формам поведения)
§ Экзистенциально-гуманистические направление – создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения пространства бытия), ориентировка на уникальные возможности, потенциал, ресурсы личности
|
|
§ Культурно-исторический подход – развитие ВПФ через овладение знаковыми системами при учете зоны ближайшего развития
§ Деятельностный подход – формирование системы действий и четкая структуризация деятельности
Методы и приемы психокоррекции
µ Методы усиления регулирующей функции психики – развитие эмоционального самоконтроля и самоуправления
µ деловые беседы с обсуждением поступков, затруднений и действий клиента, убеждение, формирование адекватных реакций
µ Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которых выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям
µ Методы групповой психокоррекции – выработка норм личностного поведения и межличностного взаимодействия, развития способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах
µ Ролевые игры, групповые дискуссии, упражнения