Как общенаучные категории

Прежде чем приступить к подробному изучению законов организации, попытаемся разобраться, что понимается под такими научными категориями, как «закон», «закономерность», «зависимость».

С точки зрения материалистической диалектики закон трактуется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между яв­лениями. Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами вещей, а также их отражение в сознании между свойствами внутри вещи».

С позиций объективного идеализма закон трактуется как «выражение мирового разума, воплощенного в природе и обще­стве».

С позиций субъективного идеализма «закон привносит­ся познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Например, согласно неопозитивизму закон — это чисто логический феномен; закону не присуща объективная необ­ходимость; он обладает лишь логической необходимостью».

Мы будем придерживаться в дальнейшем изложении той точки зрения, согласно которой законы есть отражение объек­тивных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обще­стве и человеческом мышлении.

Они могут носить

- всеобщий, т.е. всеприродный, и частный,специфический характер,

-отражать строго количественные и качественные связи,

-относиться к законам функционирования (сосуществующим в пространстве вещам) и законам развития (выражающим тенденцию или поря­док следования событий во времени),

-законам динамическим и статистическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статистические представляют собой единство необходимых и случайных событий.

Указанная классификация законов полнос­тью отражает характер проявления законов организации.

Общие законы являются предметом философских наук, а частные (специфические) изучаются отдельными конкретными науками (физикой, химией, биологией и др.).

В философской литературе по поводу соотношения между общими и частными законами существуют две прямо противоположные точки зре­ния. Одни авторы (М. М. Розенталь[1], Г.М. Глезерман[2]) утверж­дают, что общие законы проявляются через специфические, дей­ствующие в той или иной группе явлений, на той или иной сту­пени их развития.

Другие (В.П. Тугаринов[3], А.Д. Сирин[4]), наобо­рот, утверждают, что, хотя общие законы и связаны со специфическими, но они действуют самостоятельно.

Указанные точки зрения имеют прямое отношение к вопросу о взаимосвязи между законом и закономерностью. В реальной действительности имеет место и та, и другая взаимосвязь. Спе­цифические (частные) законы могут существовать самостоя­тельно, рядом с общими законами и быть проявлениями общих законов.

Близкой к понятию «закон» является категория «закономер­ность». Однако и здесь нет единого мнения о том, что же пред­ставляет из себя «закономерность» и как она соотносится с зако­ном.

Так, в большинстве случаев «закономерность» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть постоянное или иное явление не случайно, а подчинено какому-либо одному (или комплексу законов), совершается на основе этого закона. В этом понимании «закономерность»— синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-следственной обусловленности, связи и взаимодействия явлений, интегрированное проявление законов.

Другая точка зрения, согласно которой закономерность относится к объективному миру, а закон — к отражению закономерностей мира наукой.

И, наконец, существует совершенно альтернативный подход, соответствии с которым закономерности не существуют вообще и познание их невозможно.

Мы же в дальнейшем изложении будем исходить из того, что закономерность и закон отражают объективно существующие связи между явлениями, их причина­ми и следствиями. Однако в законе эти связи более устойчивы и всеобщи. Закономерность же отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Она обусловлена, как правило, не одной, а рядом при­чин, складывающихся под влиянием нескольких законов. Связи, обобщаемые в закономерности, менее устойчивы, чем в законе, и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений.

Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изменяющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий.

За­кономерность богаче закона конкретным содержанием: кроме глубоких внутренних связей, относящихся к одному или не­скольким законам, она отражает черты явлений, порожденные для данной связи причинами.

Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охва­тывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если законо­мерность выявляется обязательно в результате обобщения фак­тов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами. Закономерности, как и законы, подразделяются на статичес­кие и динамические.

Первые обобщают многозначные связи, вто­рые — однозначные. Поскольку статические закономерности обобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеоб­щим являются законы), а как особенное. При расширении гра­ниц пространства и времени закономерность перерастает в закон. Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная черта действительности, но на деле действительность — слож­нейший организм с многочисленными связями, отношениями, признаками. Чтобы понять законы действительности, нужно пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собст­венно законы открываются, как правило, на базе уже выявлен­ных закономерностей, что соответствует общему ходу человечес­кого познания, которое идет от единичного (зависимости) к осо­бенному (закономерности) и всеобщему (закону).

В то же время действие законов обнаруживается через действие закономернос­тей. Следовательно, процесс познания и истолкования объектив­ного мира идет от единичного факта (зависимости) к особенно­му (закономерности) и снова к единичному. Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к от­крытию закона и как форму проявления действия одного или нескольких законов. Если рассматривать генезис закономерностей, то они, как и законы, порождаются самой действительностью, выступают от­ражением ее причинно-следственных связей. В основе открытия закономерностей лежат факты, количест­венные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть отношение одного явления к другому как следствия к при­чине.

Таким образом, прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостьюкак причинно-следст­венным отношением одного явления к другому, закономернос­тью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями и законами,от­ражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними. Все вышесказанное непосредственно относится к законам ор­ганизации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы организации присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные, как между частями целого, так и между целостными объекта также законы развития организационных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: