-- Будущее СМК и СМИ.
Рассмотрим что такое коммуникация.
Коммуникация в переводе с латинского означает общение.
Коммуникация -- обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.
Коммуникации – процесс кодирования и передачи информации от источника к получателю сообщения.
Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).
Цель коммуникации – передача сообщения.
Коммуникация может происходить не только в процессе общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п.
Основная причина коммуникации – соответствующие потребности человека.
Согласно А.Маслоу (1999) существуют базовые биологические потребности, и потребности самореализации личности:
1) физиологические потребности (пища, питье, секс);
2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);
4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).
Типология коммуникации.
Существуют следующие формы коммуникации -- письменная, устная, визуальная и т.п.
Средства коммуникации -- объединяют различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета – слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.
Формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая функции зрения и слуха. Например, громкоговоритель усиливает голос, сокращая расстояние между коммуникантами.
Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно (напр., мимика).
Виды коммуникации:
1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);
2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты постороннего наблюдателя, напр. коммуникации на фоне свидетелей в толпе, в ресторане и т.п.);
3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид – группа);
4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей (телевидение, радио, интернет, т.п.).
Дополнительные разновидности коммуникации:
а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами),
б) межличностная (между отдельными представителями народов или государств),
в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).
Свойство индивидов – объединяться в группы или массы.
Основные признаки групп:
1) общие интересы членов группы;
2) коммуникация между членами.
Основные типы групп -- семейные, неформальные, формальные.
1) Семейная группа -- это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).
2) Неформальная группа -- дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.
3) Формальная группа -- это как добровольная (кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и взаимоотношениями между членами, установленными целями и задачами.
Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа.
Характеристики группы:
1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения могут быть хорошими, конкурентными, враждебными);
2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не создают группы, например, толпа на автобусной остановке);
3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной службы, Устав КПСС);
4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум).
В рамках группы каждый из членов обладает определенным статусом (начальник – подчиненный, лидер – ведомый, и т.п.).
Роль каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (армия, королевство и т.п.).
Основные цели объединения в группы:
1) Достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против);
2) Получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности.
Дополнительное преимущество членства в группе -- легкость коммуникации с себе подобными.
Коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: (Б.Такман, 2002)
1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),
4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Основа формирования группы – взаимная уступка (по Матуране).
Управление группой осуществляется через лидеров. Лидером является член группы, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признаются остальными членами группы. Лидер обладает неформальной властью в группе, в отличие от официального руководителя. В одной группе могут быть несколько лидеров.
Типы лидеров:
1) авторитарный (по отношению к подчиненным: властность, единоличное принятие решений, навязывание другим своего мнение, использование приказов и подчинений как основных методов работы).
2) демократический (уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим – с просьбами, а не приказами).
3) либеральный (предоставление подчиненным полной свободы действий, отсутствие контроля, подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидерства лидера).
4) бюрократический (власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами).
5) лидер мнений – человек, к мнению которого больше всего прислушиваются остальные.
6) номинальный лидер – человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются.
7) лидер, ориентированный на людей – лидер, для которого главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.
8) лидер, ориентированный на работу – лидер, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед группой задачи.
9) харизматический лидер – лидер, наделенный от природы лидерскими качествами.
10) ситуационный лидер – лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В последнее время стали различать -- комбинированный и гибкий.
Комбинированный лидер – лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).
Гибкий лидер – лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время – в зависимости от обстоятельств – преобладает какой-то один.
Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений).
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
1) Взаимное признание статусов участников группы;
2) Публичная оценка достижения других;
3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.
5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;
6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).
7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;
8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;
9) Умение предложить план совместных действий.
Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.
Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории. (Б.Фирсов)
Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на взгляды и поведение людей.
Модели массовой коммуникации.
Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».
Межличностная коммуникация -- процесс передачи информации неким источником -- конкретному объекту.
Функции межличностной коммуникации:
1) Информационная.
Обмен между людьми информацией.
2) Социальная.
Формирование мнений на события.
3) Экспрессивная.
Проявляется в выражении чувств и эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства.
4) Прагматическая.
Координирует совместные действия участников коммуникации и заключается как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.
5) Интерпретативная.
Служит для понимания своего партнера по коммуникации. Используется для передачи конкретных оценок, мнений, суждений и т.д.
Все функции тесно связаны между собой и присутствуют в в любом виде коммуникации.
Структурные и описательные модели межличностной коммуникации.
В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие:
1) кто передает информацию (отправитель);
2) что передается (содержание информации);
3) кому передается информация (получатель);
4) каким способом передается информация (канал);
5) обратная связь (непосредственная или опосредованная).
В описательных моделях выделяются еще два компонента — результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).
Характеристики основных типов коммуникантов:
А) Доминантный коммуникант (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие).
Б) Мобильный коммуникант (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).
В) Ригидный коммуникант (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен).
Г) Интровертный коммуникант (не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).
Коллектив -- малая группа, в которой сложилась система деловых и личных взаимоотношений. (Такие отношения определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности (Р. С. Немов, 1999)).
Ответственность -- добровольное принятие членами коллектива на себя обязательств за судьбу каждого человека.
Открытость -- способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами.
Коллективизм -- забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает коллектив.
Контактность -- доверительные взаимоотношения между членами коллектива.
Организованность — способность членов коллектива самостоятельно исправлять недостатки в работе, предупреждать конфликты, оперативно решать возникающие проблемы.
Информированность -- знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе.
Эффективность -- успешность решения коллективом поставленных перед ним задач.
Эффективность групповой деятельности – насколько группа справляется с возложенными на нее функциями. Эффективность принято сравнивать с успешностью работы такого же количества отдельных людей. Соответственно – группа работает эффективно, если результаты выше тех, кто работает независимо друг от друга.
Три основных критерия эффективности групповой деятельности:
1) продуктивность;
2) качество работы;
3) положительное влияние группы на индивида.
На успех работы группы влияет задача, стоящая перед группой. Групповая задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, и эта структура влияет на итоги групповой работы.
Индивидуальный состав группы характеризует уровень развития группы как коллектива. Группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.
Для упорядоченной деятельности группы целесообразно:
1) разделять на подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом,
2) обеспечивать распределение обязанностей (разделение труда) между подгруппами внутри данной группы.
Преимущества стилей руководства в зависимости от характера групп:
1) Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива -- коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях даже либеральный стиль лидерства.
2) В группах, находящихся на среднем уровне развития -- гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности.
3) В слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе -- директивный стиль руководства с элементами демократичности.
Директивный стиль эффективен также в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: новая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава группы, и т. п.
Важное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения.
Формы организации:
1) Коллективно-кооперативная (основана на взаимодействии участников группы);
2) Индивидуальная (основана на самостоятельной работе каждого);
3) Скоординированная (каждый работает самостоятельно, но соотносит результаты своей работы с деятельностью других участников группы).
Выбор формы организации совместного труда определяется двумя факторами:
-- задачей, стоящей перед группой,
-- и уровнем ее социально-психологической зрелости.
Процесс принятия групповых решений.
Одна из главных задач, которую группы решают лучше, чем отдельные люди, — это принятие решений по сложным вопросам (когда необходимо собрать и проанализировать с разных сторон, взвесить и оценить большое количество информации, а также найти как можно больше разнообразных решений).
Метод групповой дискуссии полезен при обсуждении проблеем и при принятии решений по вопросам, относительно которых не существует единого мнения.
Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит в том, чтобы уяснить суть вопроса, с разных сторон обсудить его и найти возможные решения.
Брейнсторминг. (процесс принятия групповых решений по А.Осборну)
Техника брейнсторминга:
1. Подбор в дискуссионную группу ограниченного числа участников (только специалисты, которые хорошо разбираются в обсуждаемом вопросе).
2. Четкое распределение между ними ролей в процессе групповой дискуссии. Это роли:
-- генератора идей (того, кто предлагает конструктивные решения обсуждаемой проблемы),
-- роли критиков (тех, кто указывает на недостатки предлагаемых другими людьми решений),
-- роли арбитров (тех, кто ищет компромиссные решения, учитывающие достоинства и недостатки отдельных решений),
-- роли систематизаторов (тех, кто собирает и классифицирует все высказываемые предложения).
3. Введение четких правил взаимодействия членов группы в процессе групповой дискуссии. (запрещено выходить за пределы отведенной групповой роли; критиковать других членов группы как личностей; надо с вниманием относиться к любому предложению, каким бы странным оно ни казалось).
4. Поэтапность групповой работы.
На каждом этапе дискуссии решается определенная и четко обозначенная задача, и до тех пор, пока она не будет решена, группа не переходит к следующему этапу ее работы.
Синектика. (Метод организации групповой дискуссии по У.Гордону). В переводе означает «соединение разнородного».
В группе выделяются специальные люди — синекторы, которые являются ведущими групповой дискуссии. Они стараются высказать как можно больше разнообразных (желательно — противоположных и на первый взгляд несовместимых) мнений по поводу обсуждаемой проблемы.
Другие участники группы стараются сблизить позиции синекторов, отбросить крайности и найти компромисс.
Обобщая различные методы принятия групповых решений следует отметить:
1. Членам дискуссионной группы должны быть разъяснены цели и задачи их совместной деятельности, определены процедура дискуссии, время и место ее проведения.
2. Следует ограничить предмет обсуждения и постоянно следить за тем, чтобы в процессе дискуссии ее участники не отклонялись от заданной темы.
3. Работа в дискуссионной группе строится на доверии и открытости, когда даже самые странные мнения не отбрасываются сразу и не вызывают отрицательной реакции.
Психологически правильная организация групповой дискуссии включает в себя несколько последовательно осуществляемых этапов работы. (Немов Р. С. и Алтунина И.Р., 2003)
1.Формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса (это надо сделать еще до того, как начнется групповая дискуссия).
Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы стал понятен каждому участнику дискуссии. На данном этапе в деятельности группы участвуют несколько наиболее подготовленных ее членов, которые лучше других знают суть вопроса, способны оценить возможность его решения в группе и точно сформулировать задачу дискуссии. Количество участников должно быть небольшим, например от трех до пяти человек, чтобы можно было быстро прийти к единому мнению.
2.Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения обсуждаемого вопроса.
Участвуют все члены группы. В группе должен быть ведущий. Он старается вести дело так, чтобы каждый участник группы имел возможность внести как можно больше различных предложений в решение обсуждаемого вопроса. Оценка и критика вносимых предложений на этом этапе групповой работы не допускаются. Все поступающие предложения фиксируются, систематизируются и в виде краткого резюме представляются всей группе в конце дискуссии.
3.Обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе.
Участники группы последовательно оценивают каждое предложение, высказывают положительные и отрицательные стороны. Персональная критика, затрагивающая личность авторов предложений, не разрешается.
4.Взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов решения обсуждаемой проблемы.
На данном этапе вновь, как и в начале, собирается небольшая группа наиболее компетентных участников. Они рассматривают поступившие предложения вместе с аргументами «за» и «против» каждого из них, выбирают наиболее удачное -- наилучшее из них, дорабатывают его, дополняя при необходимости положительными моментами, имеющимися в других предложениях.
На основе наилучшего из выбранных предложений далее разрабатывается программа и составляется план действий.
Для того чтобы групповая дискуссия проходила успешно, следует обратить особое внимание на подбор и подготовку ведущего. Эта роль требует специальных знаний, но она не допускает активного вмешательства в происходящее. Ведущий в процессе групповой дискуссии должен только следить за ходом обсуждения. Время от времени ведущий берет слово и делится с остальными участниками групповой дискуссии своими мыслями. Вступая с ними в разговор, он должен тщательно избегать персональной критики и выражать свои мысли точно и кратко. У ведущего почти всегда имеется несколько полезных для обсуждения идей, но ему не следует спешить их высказывать. Для того чтобы дискуссия не остановилась в том случае, когда мнения участников расходятся, ведущий должен уметь вовремя направить разговор так, чтобы достичь согласия по обсуждаемому вопросу и продолжать его обсуждение. Завершая дискуссию, ведущий обращает внимание участников на результаты обсуждения (различия во мнениях, позициях, и т.п.). Затем ведущий подводит итоги дискуссии.
Средства массовой коммуникации (СМК) и Система массовой информации (СМИ).
Понятие СМК и СМИ.
Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Средство массовой информации характеризуют:
1) обращенность к массовой аудитории;
2) общедоступность;
3) корпоративный характер производства и распространения информации.
Виды СМК (СМИ).
К СМК относятся:
- пресса, радио, телевидение;
- кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;
- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
- домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.
Условия функционирования средств массовой коммуникации:
1) наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;
2) социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:
3) массовая аудитория;
4) многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств.
Разберем каждый пункт подробнее.
1) Технические средства.
Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать СМИ, СМК и собственно технические средства.
К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение.
К СМК относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература.
Европейская пресса ведет отсчет времени с XVII в. (впервые появилась коммерческая газета). Первая газета в США -- в 1833г. Радио как СМИ -- 75-лет. Телевидение — чуть больше 50-ти.
Теории средств массовой коммуникации (зарубежные; отечественные).
Начало исследований массовой коммуникации связано с именем М.Вебера (1910)
Все теории можно объединить в три группы:
1) функция политического контроля,
2) функция опосредованного духовного контроля,
3) культурологическая функция.
Отдельно стоит теория «информационного общества» (исследуется роль массовой коммуникации).
Рассмотрим эти теории.
1) Функция политического контроля.
Выделяются две подгруппы.
а) Политико-экономическая теория (наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ.)
б) Теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии (положение о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, зависящих не столько от экономических критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс). Подчеркивается важная роль СМИ благодаря их возможности воздействовать на людей в скрытой форме.
Советская школа на основе марксистско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из постулатов этой теории является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Под руководством Б.А. Грушина изучалось влияние СМИ на формирование массового сознания и общественного мнения. Под руководством Б.М. Фирсова были проведены исследования на материале телевидения.
Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон), согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями.
Идеологические факторы при этом несущественны.
СМИ рассматриваются как подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.
К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся:
1) информационная,
2) интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры,
3) развлекательная,
4) мобилизующая людей к активным действиям при проведении различных кампаний.
Франкфуртская (поздняя) школа обратилась к проблемам культурологического исследования МК. Основная задача: прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.
Т.Адорно показал:
а) разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры.
б) указал на изменение типов личности под влиянием стереотипов телепередач.
Г.Энценсбергер рассматривал СМИ как репрессивный механизм, который осуществляет контроль, что усугубляет пассивность аудитории.
Бирмингемская школа (начала функционировать с 1970) – имела противоположный взгляд. Один из авторитетных представителей -- С. Холл. Им подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Теории "информационного общества ". (Д. Белл.)
Основа теорий -- концепция постиндустриального общества:
1) Информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;
2) СМИ являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки;
3) Изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи.
Теория массовой коммуникации в отечественных исследованиях.
Большинство работ посвящено изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействию СМИ на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов. Массовая коммуникация рассматривается в русле междисциплинарных исследований (психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация и др.). В психолингвистике на материале речевых актов рассматриваются пути оптимизации речевого воздействия и возможности их моделирования (А.А. Леонтьев, Е.Ф.Тарасов, Ю. А.Сорокин, Н.В.Уфимцева и др.). Доказано, что при массовой реакции на ту или иную социально значимую ситуацию индивид придерживается той оценки ситуации, которой придерживается его социальная группа. В социолингвистическом аспекте массовая коммуникация изучается в плане особенностей функционирования языка в условиях массовой коммуникации как вида социального общения. (В.Г.Костомаров, А. Д. Швейцер, Г. Я. Солганик, радио- и телепередач {М. В. Зарва, С. В. Светана). В социокоммуникации важно не столько что передают СМИ, сколько как, кто, кому.
Модели средств массовой коммуникации.
При всем разнообразии моделей, каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели "коммуникативного акта", разработанной в 1948 г. американским политологом Г. Лассуэллом.
Модель "коммуникативного акта" Г. Лассуэла. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу - кому – с каким эффектом.
Культивирующая теория коммуникации Г. Гербнера. Согласно этой модели, массовая коммуникация "культивирует" определенный образец имиджа.
Модели Б.Вестли и М.Мак-Лина -- при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается как главный компонент процесса коммуникации, воздействующий на аудиторию.
Психолингвистическая модель речевого воздействия А.А.Леонтьева.
Выделяются два основных способа воздействия на аудиторию — информирование и убеждение. Информирование -- воздействие осуществляется за счет передачи информации, которая неизвестна аудитории и поэтому может изменить точку зрения получателя информации. Убеждение — ставит задачу изменить мнение собеседника или массовой аудитории, не прибегая к новой информации. В этом случае необходима убедительная аргументация.