Правовая база

Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:

- федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах";

- указы Президента РФ (Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года Na 408; Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года #1008; Указ "О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18 ноября 1995 года #9 1157; Указ "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий"). Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;

- нормативные акты ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;

- нормативные акты других органов государственной власти.


Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольнонадзорных функций.

ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у нее имеются следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах:

- выдача предписаний, обязательных для исполнения эмитентами, профессиональными участниками и их саморегулируемыми организациями;

- приостановление или аннулирование лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций;

- обращение с исками в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным, о ликвидации юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;

- применение дисциплинарных мер (включая лишение квалификационного аттестата, дающего права на совершение операций с ценными бумагами) к должностным лицам, специалистам и участникам рынка.


Практика работы ФКЦБ России по регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг и по применению мер юридической ответственности к нарушителям показала, что имеющиеся полномочия по реализации основных государственных функций на рынке ценных бумаг должны быть расширены. В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах.

Регламентация мер защиты и юридической ответственности на рынке ценных бумаг в значительной степени отстает от реалий российского рынка. Большинство общественноопасных деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и распределения рисков.

Существующая нормативно-правовая база, предусматривающая ответственность участников рынка ценных бумаг, фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции, которые могут применяться в случае безлицензионной деятельности, выпусков суррогатов ценных бумаг (публичное размещение ценных бумаг, не прошедших государственной регистрации) и тому подобное. Но пока созданы юридические механизмы для установления, предупреждения и пресечения мошенничества. Крайне слабо регулируются отношений, связанные с "инсайдеровскими сделками" и манипулированием ценами на рынке. На начальной стадии находится регулирование сделок между аффилированными лицами.

Успешная борьба с данными нарушениями возможна только при помощи мер административной и уголовной ответственности. Следовательно, активная роль в деле поддержания правопорядка на рынке должна быть возложена на правоохранительные органы и, в первую очередь, на Прокуратуру РФ и МВД России.

Обеспечение соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в России, учитывая общероссийские масштабы, является крайне сложной и дорогостоящей функцией, поскольку требует привлечения значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет зависеть от того, насколько ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах, создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к ней будут привлечены сами профессиональные участники.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Из каких элементов состоит существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов?
  2. В чем заключается роль ФКЦБ в системе надзора за рынком ценных бумаг?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: