Многие приемы скрытого управления, используемые современными политиками, были открыты в глубокой древности.
Когда Тарквиний Гордый, последний римский царь (ок. 534–510 до н. э.), начал войну с царством Габи, его сын бежал туда, инсценировав ссору с отцом. Жители Габи избрали его своим военачальником. Однажды этому юному правителю потребовалась очень важная консультация, и он отправил к отцу верного человека. Тарквиний принял посланника и, гуляя с ним в саду, начал молча сшибать самые высокие головки мака у того на глазах. После встречи с вернувшимся посланником сын Тарквиния казнил или отправил в изгнание всех влиятельных граждан своей новой родины, и царство Габи очень скоро сдалось Риму.
Отец и сын реализовали принцип, который уже в XX веке четко сформулировал китайский лидер Мао Цзэдун. "Ударь по голове — все остальное развалится самостоятельно". Во время печально известной "культурной революции" в КНР этот принцип выражался логом: "Огонь по штабам!".
Аллегорическая форма совета, данного Тарквинием была продиктована требованиями секретности.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯМИ
Три задачи кандидатов
Чтобы быть избранным в депутаты, мэры, губернаторы и т. д., политик должен решить следующие задачи.
· Стать известным, узнаваемым, то есть стать публичным политиком.
· Сформировать свой положительный имидж (образ) в глазах избирателей.
· Сделать этот образ более привлекательным, чем у конкурентов.
Эффект Жириновского
Многие удивлялись, как В. Жириновский — человек, открыто попирающий нормы поведения, несущий порой несусветную чепуху, стал политиком общероссийского масштаба. Оказывается, потому что сумел с блеском решить первую из обозначенных выше задач. Не так важны средства, как важен результат — стать узнаваемым.
Но был ли Жириновский первооткрывателем избранного им пути? Отнюдь. Он оказался хорошим учеником.
На заре демократии в России в порядке помощи в ее становлении в Москве стали проходить семинары для политиков. Проводили их специалисты из ведущих зарубежных фирм, занимающихся "Паблик Рилейшн" ("общественными связями" — сокращенно PR, по-английски звучит "пи-ар"). Специалисты по PR (в просторечии — "пиарщики) передавали накопленный десятилетиями опыт обработки избирателей, помогающий одерживать победу на выборах. Самым прилежным учеником на них был Владимир Вольфович.