Руководство к действию. ■ Обуздайте и видоизмените человека каменного века, начиная с себя

Обуздайте и видоизмените человека каменного века, начиная с себя. Прислушайтесь к критике. Вам нет нужды защищаться.

Позвольте второму и третьему впечатлениям взять верх над первым.

Чаще идите на риск. Если положительная сторона — вероятность — превышает отрицательную, действуйте. Если сомневаетесь, тоже действуйте.

Единственное исключение из этого правила — не рискуйте, когда дела идут плохо. Не паникуйте. Закройте невыгодное дело и уходите.

Не становитесь заложником своих эмоций. Не принимайте решений сгоряча. Не пожалейте времени, чтобы просчитать вариант, который вас больше устраивает.

Не бейте себя в грудь. Не привлекайте внимания к вашей проницательности или достижениям. Не напоминайте людям, что вы были правы.

Когда к вам приходит успех, будьте настороже. Не верьте в свою непогрешимость. Помните, как важна удача. Будьте готовы к возможным препятствиям и преодолевайте их с ходу.

Используйте генетические предрасположенности других.

Действуйте уверенно, даже когда уверенности у вас нет. Но не верьте собственной пропаганде.

Если вас посетило озарение, и вы хотите стать лидером, даже среди равных или тех, кто выше вас, не теряйте времени и возглавьте их. Большинству людей нравится следовать за лидером. Неформальная иерархия гораздо сильнее формальной.

Тщательно готовьтесь к первому знакомству, чтобы первое впечатление людей отвечало вашим желаниям. Если вы хотите, чтобы вас считали энергичным, двигайтесь быстро. Если вы хотите выглядеть элегантно, носите деловые костюмы и очки. Гордитесь своей внешностью.

Проявите дружелюбие и теплоту, особенно при первой встрече. Старайтесь прочесть, что у человека на уме, и проявить эмпатию.

Не сторонитесь сплетен. Делитесь информацией. Завоевывайте доверие. Не критикуйте людей за глаза.

Старайтесь не подвергать людей прямой критике. Всегда сначала хвалите, чтобы пробудить в них внимание к себе. Критикуйте поступки, но не людей.

Выражайте несогласие с теми, кто ниже вас, только открыто. В противном случае, используйте почтительную форму: «Я с вами согласен, но...».

Заключайте персональные союзы с другими членами организации, особенно в неожиданных местах. Если вы инженер, чаще наведывайтесь в отдел маркетинга, пока они не начнут считать вас своим.

Помните, что репутация намного важнее мастерства. Репутация — это три части солидарности и эмпатии на всего одну часть компетенции.

Управляйте людьми каменного века грамотноне удивляйтесь их иррациональности и принимайте необходимые меры.

Будьте готовы к тому, что иерархия может привести к конформизму и слепому подчинению. Как можно реже используйте рычаги формального подчинения и поощряйте инакомыслие. Не продвигайте людей, склонных к авторитаризму, на посты, где требуется максимум внимания к внешнему миру.

Когда иерархия подменяется неформальным подчинением, не пытайтесь сопротивляться.

Не пытайтесь искоренить все формы иерархии. Не ждите, что расслоение коллектива и однозначный статус рабочих мест станут провозвестниками новой эры эгалитаризма и демократии или «мандатом» на проявление инициативы. Позвольте событиям развиваться в естественном ритме лидерства и прозелитизма. Разрешите людям работать вместе так, как им нравится, выбирая свои собственные ad hoc (подходящие для данного случая) союзы и команды.

В вопросах признания заслуг проявляйте расточительность. Общественное признание подобно лести: никто не может быть настолько умным или здравомыслящим, чтобы избежать этих чар. Наделите человека специфическими полномочиями, например, сделайте его руководителем группы, работающей над проектом X. Выделяйте и отмечайте необычные достижения, такие как предоставление потребителям услуг, «не входящих в перечень служебных обязанностей».

Поощряйте естественное стремление к внутренней сплоченности. Разговаривайте с людьми как с коллегами, а не как с подчиненными. Заставляйте коллег говорить «мы» а не «я», «нас» а не «вас».

Будьте готовы к проявлениям враждебности к чужакам. Перенацеливайте ее с других подразделений фирмы на конкурентов. Иногда враждебность фокусируется на другой команде или на потребителях, что чревато самыми печальными последствиями. Используйте самые суровые из ваших санкций, чтобы отбить любую охоту к подобному поведению. Побуждайте коллег думать о клиентах как о дальних родственниках вашей семьи, как о членах клуба, в полном соответствии с афоризмом инженера ОТК Эдвардса Деминга: «Потребитель — это самая важная часть производственной линии». Пробуждайте у работников желание как можно больше общаться с клиентами, потому что близкое общение рождает дружеские отношения.

Подавляйте чувство неприязни между разными подразделениями вашей организации, формируя смешанные проектные группы для достижения стоящих результатов. Постарайтесь сделать эти группы максимально гетерогенными.

Используйте внутренние перемещения с целью обогащения каждой «семьи» людьми разных типов (например, перемещая специалистов по маркетингу на производство).

При приеме на работу предупредите всех о необходимости остерегаться мерного впечатления и бездумного клонирования чужих мнений. Не позволяйте высказывать свое суждение о кандидатах тем, кто еще не провел собеседование. Используйте объективное тестирование и всесторонние оценки.

Ставьте под вопрос все внутренние консенсусы. В них велика вероятность ошибки.

Будьте готовы к борьбе с теми, кто ведет себя в стиле самца или «мачо": бьет себя в грудь, демонстрирует превосходство и имперские амбиции, занимается самовозвеличением, распространяет злобные сплетни, в спорах переходит на личности. Лучший способ противостоять поведению в стиле мачо — это нанять как можно больше женщин, пока они еще не успели окончательно эмансипироваться.

Не ждите от людей готовности рисковать, приветствовать перемены или проявлять творческую активность. Если риск жизненно необходим, усугубите ситуацию до степени чрезвычайного положения. Пусть она воспринимается людьми как угроза жизни (или, по крайней мере, работе). Не утаивайте плохие новости и даже преувеличивайте их: «Конкурент X, если дать ему волю, в течение ближайших двух лет приберет к рукам половину нашего бизнеса». «Если прибыль на капитал не удвоится, мы будем вынуждены сократить производство». «С этой новой технологией конкуренты пустят нас по миру». «Заказчик Y обеспечивает 60 процентов наших доходов, но в последнее время высказывает недовольство и готовность отказаться от наших услуг». «Если мы не интернационализируем нашу фирму, то потерпим крах». Ваши сообщения должны быть убедительны, тревожны и хотя бы наполовину правдивы!

Дайте ясно понять, что неоправдавшийся риск более приемлем, чем отказ от риска.

Если вы хотите пробудить в людях творческий порыв, обеспечьте им безопасную и неформальную обстановку. (Стремление к творчеству свойственно детям, но только когда они чувствуют себя надежно защищенными.)

Изменение структуры организации облегчает борьбу с примитивными генами.

Уменьшите размеры и сложность вашей фирмы.

Если у подразделений одной фирмы разные стили работы и сферы компетенции, разделите ее на две или больше новых фирм.

Следите за тем, чтобы численность организационных единиц внутри фирмы не превышала 150 человек.

Максимально упростите организационную структуру. Помните, что матричные организационные формы вступают в противоречие с инстинктами примитивного человека и, как правило, проигрывают. Люди стремятся ощутить себя членами единой сплоченной семьи и защищать ее интересы. Поэтому используйте матричные формы как можно реже и не забывайте, что всегда будет одна главная связь и одна второстепенная.

При необходимости идти на риск сформируйте отдельное специальное подразделение и поставьте перед ним конкретную задачу. Дайте людям понять, что это временная работа и что у них всегда будет возможность вернуться под родительское крыло, независимо от результата.

Используйте призрак конкуренции для того, чтобы собрать свои войска,но избегайте реальных сражений. Помните, что бизнес — это не война, а если это и так, то данный факт предназначен для сугубо внутреннего потребления. В романе Джорджа Оруэлла «1984» описаны три супердержавы, две из которых постоянно воюют против третьей. Время от времени кто-то переходит на сторону противника. Свидетельства реального конфликта отсутствуют, но постоянно публикуются репортажи о победах и призывы к удвоению усилий общества, направленных на поддержку войны. Неплохая модель для бизнеса.

Максимально развивайте сотрудничество с конкурентами. Избегайте прямых конфликтов или ущерба.

Не припирайте конкурентов к стене. Это чревато вспышкой негодования, которое может быть на руку конкуренту, но в любом случае нанесет ущерб вашей фирме.

Помните, что единственный разумный способ «разделаться» с конкурентами — это создать собственный клуб сторонников из выгодных заказчиков, которые предпочитают то, что производите вы, всему, что предлагают любые другие конкуренты.

>

5
О РАЗРЕШЕНИИ ДИЛЕММЫ УЗНИКА

Если бы люди были эгоистами, а они ими не являются, — за исключением нескольких святых, — то вся человеческая раса принялась бы активно сотрудничать. Не было бы больше войн, армий и бомб.

Бертран Расселл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: