Еретический взгляд на время: времени вдоволь, времени хватит

Как можем мы изменить нашу мысленную карту времени? Вот несколько глубоких и ценных мыслей по этому поводу, способных полностью изменить наше традиционное отношение ко времени. Во-первых, дефицита времени не существует. На самом деле у нас этого времени достаточно. Чтобы убедить вас в этом, мне понадобится какое-то время — которого у нас очень много — и поэтому я быстро перейду к пункту два, с которым, надо полагать, вы согласитесь с большей готовностью: лишь очень немногое из того, что делает фирма (и соответственно руководитель), существенно увеличивает размер предлагаемой потребителям стоимости. Подавляющая часть добавочной стоимости выстреливается короткими очередями, поставляется оазисами производительности, окруженными пустыней малорентабельных процессов. Экстремальный пример — сам Эйнштейн. Сколько времени ему понадобилось, чтобы придумать формулу Е = тс2! Каково было в этом случае соотношение стоимости и времени? До бесконечности результату далеко, но нулей в цифре порядочно!

Количественное соотношение этих факторов было установлено в результате огромного числа исследований, особенно тех, что проводились в конце 1980-х и в 1990-х годах и были посвящены роли времени в конкуренции и модернизации (известной

также как модернизация предпринимательской деятельности, или МПД). Пока я не буду вдаваться в тонкости этой методики и утомлять вас подробностями, потому что хочу, чтобы вы сфокусировались на принципе, на вашей мысленной карте, на том, как вы думаете о бизнесе. Но Марк Блэксхилл и Том Хоут из Boston Consulting Group так подытожили результаты анализа огромного объема данных о деятельности их клиентов:

«Как правило, лишь менее 10 процентов общего времени, потраченного организацией на любую работу, действительно посвящается созданию добавленной стоимости. Остальное тратится впустую, на ненужные действия и несбалансированные операции"*.

Дело в том, что высокопроизводительный труд занимает мало времени, и в процессе возобновления высокоценных услуг потребителям возникают длительные перерывы, объясняющиеся тем, что фирмы организуют свою работу в соответствии с собственными привычками, вместо того чтобы приспособить ритм работы к нуждам потребителей. Большая часть времени, определяющего длительность производства товара или услуги, тратится на ожидание, пока другой руководитель или часть организации (а иногда и сами потребители) отреагируют на запрос или выполнят необходимую операцию. Причиной задержек являются процедурные ограничения — которые всегда можно отменить — проблемы с качеством — дублирование — и структурные трудности, с которыми можно справиться, направляя поток работы в другое русло, то есть изменяя структуру. Крайне редко структуры фирм создаются с целью ускорения процесса предоставления товаров или услуг потребителю. Но когда это все же имеет место, то почти всегда побочными продуктами становятся значительные улучшения в плане себестоимости и качества.

* Марк Ф. Блэксилл и Томас М. Хиут, статья «Принимайте решения как пи-лат истребителя» (Mark F. Blaxill and Thomas M. Hout. «Make decisions like a fighter pilot». 1987) в сборнике Карла У. Стэрна и Джорджа Столка-мл. «Перспективы стратегии» (Carl W. Stem and George Stalk Jr. Perspectives on Strategy. 1998, John Wiley, New York. P. 165).

Поэтому давайте вернемся к первому пункту: времени у нас достаточно. Знаю, это звучит нелепо или, по крайней мере, парадоксально. Все мы перегружены, все мы заняты, все нам мешают, все мы стараемся «управлять» нашим временем как можно лучше, расходовать столь скудный ресурс как можно экономнее. Но именно тут следует искать и проблему, и ее решение.

Не волнуйтесь, расслабьтесь и подумайте вот о чем. Если только 10 процентов нашего времени действительно используется с большой эффективностью, это значит, что 90 процентов уходит в никуда и что это время можно использовать для высокопродуктивного труда. Если отнестись к этим цифрам буквально, то, даже удвоив нашу активность, мы будем располагать 70 процентами времени на ничегонеделание. Это касается как отдельных людей, так и корпораций, в которых мы работаем. Следовательно, нам нет нужды беспокоиться о нехватке времени — это всего лишь иллюзия. Нам незачем ускоряться. Нам нужно только перестать тратить наше время на низкокачественный/малопроизводительный труд*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: