(эксперимент)
В Психологическом Агентстве Рекламных Исследований (ПАРИ) психологом Дарменко Е. В. было проведено экспериментальное исследование психологического воздействия дикторов разного пола на слушателей радиорекламы.
Для проведения эксперимента было составлено семь аудиороликов, два из которых рекламировали товар, рассчитанный на потребителей-мужчин, два - на потребителей-женщин и три - на потребителей обоего пола.
В начале эксперимента испытуемым было предложено представить себе некий «идеальный» рекламный аудиоролик и оценить его с помощью методики семантического дифференциала от -3 до 3 по следующим характеристикам:
1. Быстрый - медленный
2. Громкий - тихий
3. Веселый - грустный
4. Простой - сложный
5. Обаятельный - непривлекательный
6. Сильный - слабый
7. Добрый-злой
8. Решительный - нерешительный
9. Энергичный - вялый
10. Напряженный - расслабленный
11. Суетливый - спокойный
12. Дружелюбный – враждебный
13. Уверенный - неуверенный
14. Искренний - неискренний
|
|
15. Раздражительный - невозмутимый.
Затем испытуемым предлагались рекламные аудиоролики в следующей последовательности: № 1 - «мужской» товар мужским голосом - бритва Мае 3 от Gillette № 2 - «мужской» товар женским голосом - бритва Мае 3 от Gillette № 3 - «женский» товар мужским голосом - бритва Gillette for Women № 4 - «женский» товар женским голосом - бритва Gillette for Women № 5 - товар общего потребления мужским голосом - реклама обуви магазина «Лейпциг» № 6 - товар общего потребления женским голосом - реклама обуви магазина «Лейпциг» № 7 - товар общего потребления двумя голосами попеременно - реклама обуви магазина «Лейпциг».
После прослушивания каждого ролика испытуемые заполняли бланки семантического дифференциала.
Эксперимент показал, что на оценки слушателей рекламного аудиотекста влияет пол диктора. Оценки женщинами аудиоролика «"женский" товар мужским голосом» в среднем оказались более высокими, чем оценки «"женского" товара женским голосом». Первый оценивается ими как более «спокойный».
Мужчины более высоко оценили ролик «"мужской" товар женским голосом». Аудиоролик «"мужской" товар мужским голосом» оценивается мужчинами как менее «уверенный». Оценки роликов «"женский" товар мужским голосом» у женщин и «"мужской" товар женским голосом» у мужчин оказались ближе к оценкам «идеального» ролика. Аудиоролик «товар общего потребления, произносимый голосами дикторов мужчины и женщины (по очереди)» был оценен мужчинами как более «суетливый» и «напряженный», а женщинами - как более «искренний». В целом, данный ролик оценивался всеми испытуемыми более негативно, чем другие. Это может быть объяснено фактором переключения внимания слушателей с одного голоса на другой, что могло вызывать у них трудности при прослушивании и, следовательно, негативные эмоциональные оценки. (Лебедев А. И.,2004).