Модуль 1. Основы экспертологии

Учебный элемент 1.1. Экспертология как отрасль знания, предмет, цели и задачи. Связь экспертологии с криминалистикой и теорией судебных экспертиз. Понятие экспертизы. Исследовательский и процессуально-юридический аспекты экспертной деятельности. Фрейм экспертной деятельности. Субъект, объект, предмет, цели, задачи экспертизы. Результаты экспертизы.

Учебный элемент 1.2. Экспертиза речи как форма использования специальных лингвистических познаний в юридической практике. Возможности экспертного исследования речи в процессе решения той или иной правовой задачи. Виды экспертизы устной и письменной речи (экспертиза языка закона или иного нормативного правового акта, судебная экспертиза речи). Особенности постановки вопросов при назначении экспертизы речи.

Учебный элемент 1.3. Типы экспертиз. Типология экспертиз в процессуально-юридическом аспекте. Типы экспертиз по месту проведения (экспертизы, проводящиеся в государственных и негосударственных экспертных учреждениях). По количеству экспертов одной специальности (единоличные и комиссионные). По наличию экспертов различных специальностей (однородные и комплексные). По времени назначения (первичные и повторные). По объему исследования (основные и дополнительные). Типология экспертиз в исследовательском аспекте. Типы экспертиз по решаемым задачам (идентификационные, диагностические, смешанные). По роду и виду (отрасль и подотрасль знания) (криминалистические, судебно-медицинские и т.п.).

Учебный элемент 1.4. Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие экспертную деятельность. Нормативно-правовые акты РФ, в аспекте лингвистической экспертизы: Статья 4: Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (Закон о СМИ). Статья 49: Обязанности журналиста (Закон о СМИ). Статья 51: Недопустимость злоупотребления правами журналиста (Закон о СМИ). Статья 152: Защита чести, достоинства и деловой репутации (Гражданский кодекс РФ). Статья 1255: Авторские права (Гражданский кодекс РФ). Статья 1257: Автор произведения (Гражданский кодекс РФ). Статья 1258: Соавторство (Гражданский кодекс РФ). Статья 1259: Объекты авторских прав (Гражданский кодекс РФ). Статья 1265: Право авторства и право автора на имя (Гражданский кодекс РФ). Статья 1266: Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (Гражданский кодекс РФ). Статья 1267: Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора (Гражданский кодекс РФ). Статья 1270: Исключительное право на произведение (Гражданский кодекс РФ). Основания для назначения экспертизы. Учреждения и лица, осуществляющие экспертную деятельность.

Учебный элемент 1.5. Объект, предмет, субъекты, цели, задачи экспертной деятельности.

Понятие объекта экспертизы. Типы объектов. Предмет экспертизы. Специалист и эксперт как субъекты деятельности. Права и обязанности специалиста, права и обязанности эксперта. Компетенция и компетентность лингвиста-эксперта. Внутреннее убеждение эксперта (гносеологический, психологический, логический компоненты внутреннего убеждения (Р.С. Белкин)). Цели экспертизы (юридический и исследовательский аспекты). Краткая характеристика типовых вопросов, ставящихся перед лингвистом-экспертом. Вопросы, входящие и не входящие, в пределы компетенции лингвиста-эксперта. Экспертные задачи. Традиционная типология. Идентификационные и неидентификационные задачи. Расширенная типология. Идентификационные, диагностические, классификационные и ситуалогические задачи. Задачи на установление групповой принадлежности. Типология, принятая в современной криминалистике и теории судебных экспертиз. Идентификационные задачи – задачи, связанные с установлением индивидуально-конкретного тождества объектов. Идентифицируемые и идентифицирующие объекты. Понятие сравнительного образца. Сравнительные образцы свободные и экспериментальные. Требования, предъявляемые к сравнительным образцам. Диагностические задачи – задачи, связанные с установлением свойств и характеристик объектов. Диагностирующие и диагностируемые объекты.

Учебный элемент 1.6. Результаты экспертного исследования. Экспертиза как доказательство. Оценка экспертных результатов судом и следственным органом. Внутреннее убеждение суда и следователя как основа оценки экспертного заключения. Относимость и допустимость экспертизы как доказательства. Допрос эксперта и его функции. Дополнительная и повторная экспертизы. Основания назначения дополнительной экспертизы (по А.Р. Шляхову), основания назначения повторной экспертизы. Типы экспертных выводов. Выводы положительные и отрицательные, условные и безусловные, категорические и вероятностные. Типы экспертных ошибок (процессуальные, гносеологические, деятельностные), причины ошибок (по Р.С. Белкину).

Учебный элемент 1.7. Оформление экспертного заключения. Структура экспертного заключения. Вводная часть заключения и ее реквизиты. Исследовательская часть. Выводы. Особенности оформления заключения при комиссионных, дополнительных, комплексных и повторных экспертизах.

Учебный элемент 1.8. Методы лингвистической экспертизы. Краткая характеристика методического обеспечения судебной лингвистической экспертизы. Интроспективные и экспериментальные методы. Основные интроспективные методы. Дистрибутивный, трансформационный методы. Метод субституции. Оппозитивный принцип кодирования информации и интроспективные методы. Интроспективные методы при решении герменевтических задач. Тест на совместимость / несовместимость спорных смыслов с исследуемым текстом («субституция спорных смыслов»). Интроспективные методы при решении классификационных задач. Системный и функциональный аспекты языковых единиц. Трансформация системных свойств единицы в контексте. Типы контекстов, нейтрализующих системные свойства лингвистической единицы (игровые и метатекстовые контексты). Понятие о минимальном системном противопоставлении, метод субституции противопоставленных признаков. Совместимость текста с признаками, составляющими оппозицию (нейтрализация противопоставлений). Алгоритм решения классификационных задач. Категорические и вероятностные выводы. Экспериментальные методы. Общая характеристика экспериментальных методов. Основные параметры эксперимента – чистота, достоверность. Проблема количественных характеристик выборки. Типы лингвистических экспериментов. Проблема интерпретации данных эксперимента. Недискретность данных эксперимента. Проблема интерпретации экспериментальных данных на дискретной шкале (отсутствует / присутствует, является / не является, сходен до степени смешения / не сходен до степени смешения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: