Модуль 2. Судебная лингвистическая экспертиза

Учебный элемент 2.1. Лингвистическая экспертиза как отдельный класс судебных экспертиз. Соотношение лингвистической и автороведческой экспертиз. Концепция судебного речеведения (Е.И. Галяшина).

Учебный элемент 2.2. Основания и порядок назначения судебной лингвистической экспертизы в рамках гражданского, уголовного, арбитражного процессов. Краткая характеристика основных категорий дел, в рамках которых назначается судебная лингвистическая экспертиза (гражданско-правовые деликты, уголовные преступления, административные проступки).

Учебный элемент 2.3. Проблема объекта лингвистической экспертизы. Текст как объект экспертизы. Продукты речевой деятельности как объект лингвистической экспертизы. Прямые (спорные фонограммы, спорные печатные тексты) и косвенные (свидетельские показания, протоколы судебных заседаний) источники экспертной информации. Проблемы, связанные с экспертизой косвенных источников.

Учебный элемент 2.4. Предмет лингвистической экспертизы.

Учебный элемент 2.5. Цель лингвистической экспертизы (процессуально-юридический и исследовательские аспекты).

Учебный элемент 2.6. Два этапа исследования: установление содержания лингвистической единицы, отнесение единицы к тому или иному классу. Экспертные задачи по цели исследования: герменевтические и классификационные.

Учебный элемент 2.7. Герменевтические задачи как проверка совместимости / несовместимости спорных смыслов с исследуемым текстом.

Учебный элемент 2.8. Лингвистическая типология классификационных задач. Установление формы передачи информации: угроза / предупреждение, приличная / неприличная, факт / оценка, призыв / оценка, этичная / неэтичная. Установление наличия / отсутствия определенного содержания: наличие в тексте информации о сбыте наркотических и психотропных веществ, наличие скрытых смыслов при рекламировании товаров. Установление ролевых параметров групповой коммуникации. Установление тождества / различия исследуемых единиц («сходство до степени смешения»).

Учебный элемент 2.9. Диагностическая и идентификационная экспертиза речи в следственно-судебной практике. Предмет и содержание графической, фоноскопической и автороведческой экспертизы речи. Речь как источник данных о личности при проведении психиатрической и психологической экспертизы. Особенности постановки вопросов при назначении экспертизы речи. Образцы устной и письменной речи для сравнительного исследования. Заключение эксперта и особенности его документального оформления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: