Задание 2. Произвести юрислингвистическую экспертизу конфликтного текста

Тексты для анализа:

1. Наиболее ярким примером завоеваний симпатий служить (так в тексте. – комм.) кампания нынешнего председателя Законодательного собрания. С какой стороны ни въезжай в город, везде огромные щиты (аренда которых – несколько десятков тысяч рублей в месяц) с улыбающимся обаятельно и вполне симпатично Александром Викторовичем Уссом…

И через всё это, на каждом щите, большими буквами слова: «Русский характер» Это как бы предвыборная красная линия кандидата, основополагающая характеристика. Сама по себе идея неплоха. Но вот только по отношению к А.В.Уссу она представляется искусственной.

И дело не в том, что фамилия Усс не Иванов и не Петров. И не в том, откуда и с какими колонистами появились на сибирской земле его предки. Дело в том, что сам Александр Викторович русофильством в иные годы не отличался. И когда сам жил два года в Германии, государственной миссии как «недоросли» Петра Первого не имел. И детей своих немецкому языку обучал тоже не в особых интересах отечества. И дочь направил на обучение в Германию тоже, скорее всего, не случайно.

…А на самом-то деле, что уж такого общего со словом «русский» у А.В.Усса? Строчные буквы «…УСС». Так они есть и в слове «ПрУССия».

(«За Победу», газета краевой организации КПРФ, 7 авг. 2002 г.).

2. После того, как красноярцы увидели настоящий, а не лакированный Таймыр, светлый образ «чудо-кризис-менеджера» потускнел. Народ не любит, когда его пытаются дурачить. Правда, этот урок Хлопонину еще предстоит усвоить. Пока же попытки спасти «светлый образ» кандидата от олигархов вылились в трату больших денег и информационную истерию. Так, пренебрегая всеми законодательными нормами, за соблюдение которых так любит публично высказываться Хлопонин, член Совета Федерации Леонид Рокецкий вдруг разразился «открытым письмом» в адрес основного соперника Хлопонина - председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса. Вослед ему в эпистолярный жанр ударился и губернатор соседней Эвенкии Борис Золотарев. Такой же, как и Хлопонин, ставленник олигархии в региональной власти, представляющий интересы нефтяной компании «ЮКОС» и самого богатого российского олигарха Михаила Ходорковского.

(А.Кравченко. «АиФ на Енисее», №34, авг. 2002 г.).

3. По такой же примерно схеме (массового гипноза. – комм.) действуют в эти дни и многочисленные кандидаты на пост губернатора, усыпляя наш разум и влияя прежде всего на подкорку, на подсознание охмуряемого электората. Один гипнотизер пытается покорить всех своей круглосуточной оптимистической улыбкой, гранитной непреклонностью народного заступника, третий – скромным обаянием щедрого нувориша. Самый находчивый кандидат гипнотизирует нас аж с воздушного шара, висящего над площадью Революции. Некий гробовщик грозит соперникам бутафорским мечом. А прекрасная хозяйка виллы в Испании пытается привлечь на свою сторону женскую часть населения края, обвиняя своих конкурентов в «мужском шовинизме» и «круговой поруке». Как сказал бы великий пролетарский поэт, «нет на прорву карантина»…

(Э.Русаков. «Красноярский рабочий», 24 авг. 2002 г.).

4. «НАШ КОЗЫРНЫЙ ТУЗ – ГУБЕРНАТОР УСС»

Как уже сообщалось, Слава Медяник сочинил для Александра Усса песню. Называется она весьма незатейливо – «Губернатор Усс». Там есть замечательные слова: «Губернатор Усс - наш бубновый туз». «Словарь воровского языка» трактует термин «бубновый туз» как татуировку, насильно сделанную осужденному, не отдающему карточный долг. А «козырный» - это человек, которому всё позволено, главарь группировки в ИТУ. Таким образом, фразу из песни «Наш козырный туз – губернатор Усс» следует читать так: «НАШ ГЛАВАРЬ ГРУППИРОВКИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НЕ ОТДАЮЩИЙ КАРТОЧНЫЙ ДОЛГ – ГУБЕРНАТОР УСС».

Выступая недавно по телевидению, Александр Усс сказал, что песня ему очень нравится и что скоро ее будет петь весь край.

Раз так, то следует, может быть, опубликовать слова песни целиком и начать нам всем разучивать? Или опубликовать «Словарь воровского языка» - мало ли какие песни будут сочинять для Усса и про Усса.

(«Политиканы». Информационно-аналитический листок. Дата выпуска – 29 авг. 2002 г. Заказчик – Макаров В.В.).

5. «СЕМЬЯ» ГРАДОНАЧАЛЬНИКА

На сегодняшний день в самом близком окружении мэра нужно выделить две группы. Во-первых, Пимашков, подобно позднему Ельцину, завел т.н. «семью». Во-вторых, в условиях выборов большое влияние имеет т.н. «штаб»…

Еще есть такой член «семьи», как Саркис Мурадян, хозяин «Сибагропромстроя» и ряда других фирм, еще один крупный строительный босс… Эту клоаку (рынок «Новую Взлетку». – Б.Ш.) не постеснялись возвести аккурат рядышком со зданием администрации. Там же находится и ресторан «Царская трапеза», принадлежащий Мурадяну. Там не раз принимали самого мэра. Что их сблизило, помимо дружественного бизнеса и любви к застольям? Общая склонность к благоустройствам. Именно Мурадяну, живущему в Сочи, пришла в голову мысль украсить улицы и площади Красноярска пальмами. Злые языки утверждают, что он просто хотел сделать сибирские пейзажи более привычными собственному глазу. Что бы там ни было, но эта бредовая идея понравилась мэру и была немедленно реализована.

…Иосиф Бакшеев (вице-мэр Красноярска. – Б.Ш.) стал методично подбивать Пимашкова участвовать в выборах губернатора. Ведь понятно, что в военных условиях значение опытного кадровика «дяди Еси» больше, чем в мирных. Вот он и побуждал, и понуждал, и возбуждал…

Всем предвыборным «пиаром» в штабе Пимашкова ведает еще один вице-мэр, бывший журналист, крупный специалист по «заказухе» Василий Нелюбин (еще пару лет назад был известен как буйный алкоголик и завсегдатай вытрезвителей).

(Александр Хлопин. «Правда о Красноярске», дата выпуска: 23.08.02, заказчик: кандидат в губернаторы Красноярского края Ульянов О.Н.).

Литература для подготовки

1. Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами / Под. ред.А.К.Симонова, М.В.Горбаневского. - М.: Изд-во Медея, 2004. НГ-2 (519М)

2. Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах: Материалы межрегион.науч.-практ.семинара, Москва, 7-8 дек.2002г./ Гильдия лингвистов-экспертов по документац.и информ.спорам; РУДН.Филол.фак.; [Под ред.М.В.Горбаневского]. - М.: Издат.дом Галерия. Ч.2.- 2003. НГ-2

3. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации/ Фонд защиты гласности; Гильдия лингвистов-экспертов по документац.и информ.спорам; [Отв.ред.М.В.Горбаневский]. - 3-е изд., испр.и доп. - М.: Изд-во Галерия, 2002. НГ-2

4. Как бороться с негативизмом СМИ // Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. —С.48-51.

5. Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации—элемент политической системы общества // Социолого-гуманитарные знания. —2000.—№1.

6. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

7. Проблемы медиапсихологии: материалы секции «Медиапсихология» Международной науч.-практич. конференции «Журналистика в 2000 г.: реалии и прогнозы развития». М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: