Одноэтажные здания могут иметь в плане простые и сложные формы. В основном преобладает прямоугольная форма, а сложные формы характерны для производств со значительными тепло- и газовыделениями, когда требуется организация притока и удаления воздуха.
В зависимости от характера технологического процесса одноэтажные здания по объемно-планировочному решению могут быть пролетного, зального, ячейкового и комбинированного типа.
Здания пролетного тина проектируют в тех случаях, когда технологические процессы направлены вдоль пролета и обслуживаются кранами или без них.
Основными конструктивными элементами современного одноэтажного пролетного промышленного здания являются (рис. 19.5): колонны, которые передают нагрузки на фундаменты; конструкции покрытия, которые состоят из несущей части (балки, фермы, арки) и ограждающей (плиты и элементы покрытия); подкрановые балки, устанавливаемые па консоли колонн; фонари, обеспечивающие необходимый уровень освещенности и воздухообмен в цехе; вертикальные ограждающие конструкции (стены, перегородки, конструкции остекления), причем конструкции стен опираются па специальные фундаментные и обвязочные балки; двери и ворота для движения людей и транспорта; окна, обеспечивающие необходимый световой режим в цехе.
|
|
Одноэтажные промышленные здания проектируют чаще всего по каркасной системе, образованной стойками (колоннами), заделанными в фундамент, и ригелями (фермами или балками).
Специальные связи (горизонтальные и вертикальные) обеспечивают пространственную жесткость каркаса.
Габариты сборных элементов для промышленных зданий унифицированы, и соответственно унифицированы габариты конструктивных элементов на основе укрупненного модуля.
Пролет зданий (поперечное расстояние между колоннами) принимают 12, 18, 24, 30, 36 м и др.
Высота от пола до низа несущей конструкции покрытия устанавливается кратная модулю 0,6 м
Здания зального типа применяют тогда, когда технологический процесс связан с выпуском крупногабаритной продукции или установкой большераз-мерного оборудования (ангары, цехи сборки самолетов, главные корпуса мартеновских и конверторных цехов и др.). Пролеты зданий зального типа могут быть 100 м и более.
Развитие и внедрение средств автоматизации и механизации технологических процессов вызывает потребность передвижения транспортных средств в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Необходимость частой модернизации технологического процесса более легко осуществима в одноэтажных зданиях сплошной застройки с квадратной сеткой колонн. Такое объем-по-планировочное решение получило название ячейковой, а здания — гибких или универсальных.
|
|
В зданиях комбинированного типа сочетаются основные признаки зданий зального, пролетного или ячейкового типа.
Многоэтажные промышленные здания находят преимущественное применение в легкой, пищевой, электротехнической и других видах промышленности.
По конструктивной системе многоэтажные промышленные здания бывают с неполным каркасом и несущими наружными стенами или с полным каркасом (рис. 19.6). Основными элементами каркаса являются колонны, ригели, плиты перекрытий и связи. Междуэтажные перекрытия выполняют из сборных железобетонных конструкций двух типов: балочные и безбалочные.
Сборные каркасы могут быть решены по рамной, рамно-связевой или связевой системе. При рамной системе каркаса пространственная жесткость здания обеспечивается работой самого каркаса, рамы которого воспринимают как горизонтальные, так и вертикальные нагрузки. При рамно-связевой системе вертикальные нагрузки воспринимаются рамами каркаса, а горизонтальные — рамами и вертикальными связями (диафрагмами). При связевой системе вертикальные нагрузки воспринимаются колоннами каркаса, а горизонтальные— вертикальными связями.
Сетка колонн многоэтажных зданий принимается 6×6 или 6×9 м, а в последнее время разработаны проекты с сеткой 6×12, 6×18 и даже 6×24 м.
Высоты этажей многоэтажных производственных зданий унифицированы и могут быть 3,6; 4,8; 6,0 м, а для первых этажей допускается высота 7,2 м (модуль 12 М).
Для вертикального транспорта в многоэтажных зданиях предусматриваются грузовые и пассажирские лифты, которые вместе с лестницами объединяются в узлы.