Программа начинается с рисунка простых геометрических или геометризированных тел, то есть подразумевается, что самая сложная форма состоит из простых элементов и может решаться геометрически. Следовательно, законы изображения простых тел вполне применимы для изображения сложных.
Прежде чем приступить к рисунку, нужно ознакомиться с натурой, отметить её характерные особенности, проанализировать конструктивное построение, характер формы, движение и освещение.
Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги лёгкими штрихами карандаша. Затем устанавливаются основные пропорции, и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс.
На первом этапе работы нужно научиться видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Наша задача – научиться определять главное и второстепенное. Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.
|
|
Второй этап – конструктивное выявление формы предметов при помощи линий. Разная толщина линии позволяет выявить воздушную перспективу и конструкцию изображаемого объекта.
Третий этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.
Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими. Рисуя деталь, нужно видеть целое. Стадии проработки деталей активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности.
На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, передается материальность предметов (гипс, ткань) рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.
Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно смоделирован тоном, начинается процесс обобщения.
Четвертый этап – подведение итогов проделанной работы: проверяется общее состояние рисунка, уточняется рисунок в тоне.