Количественные критерии оценки уровня экономического развития

Важнейшими показателями, характеризующими эконо­мическое развитие страны, являются «Валовой внутренний продукт» и «Валовой национальный продукт».

Объем валового внутреннего продукта по расходам можно рассчитать следующим образом:

GDP = C + Ig+G+Xn, (1.1)

где GDP (Gross Domestic Product) —' валовый внутренний продукт;

С (consume) — личные потребительские расходы

Ig (gross private domestic investment)- валовые частные внутренние инвестиции

G (government purchases of goods and services) — государственные закупки товаров и услуг.

Xn (net exports) —- чистый экспорт.

Валовые частные внутренние инвестиции равны сумме чистых инвестиций и амортизации:

Ig=In+d, (1.2)

где: In (net investment) — чистые инвестиции;

d (depretiation) — амортизация.

Чистый экспорт равен разности экспорта и импорта:

ХП=Х-М, (1.3)

где: X — экспорт (export);

М — импорт (import).

Объем ВНП можно рассчитать следующим образом:

GNP = GNP + In + Tn> (1.4)

где GNP (Gross Domestic National Product) -— валовой национальный продукт;

In (net factor income) — чистые факторные доходы, полученные из-за рубежа;

Tn (net transfers) — чистые трансферты из-за рубежа.

Дефлятор ВВП рассчитывается как отношение между номинальным ВВП и реальным ВВП:

Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП/Реальный ВВП. (1.5)

Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен валовому на­циональному продукту за вычетом суммы амортизацион­ных отчислений:

NDP = GDP - d, (1.6)

или

NDP= C + In+G + Xn, (1.6.1)

где NDP (Net Domestic Product) — чистый национальный продукт.

Мировое лидерство по объему ВВП занимают США, Япония и Германия. (Таблица 1)

Страны — лидеры по объему ВВП (в триллионах долларов на конец 2006 г.)

Таблица 1

Место Страна ВВП
  США 13,2
  Япония 4,3
  Германия 2,8
  Китай 2,6
  Великобритания 2,3
  Франция 2,2
  Италия  
  Канада 1,26
  Испания 1,22
  Бразилия 1,06
  Россия 0,97
  Украина 0,106
  Казахстан 0,077
  Белоруссия 0,036

Рассчитывается также ВВП в пересчете на паритет по­купательной способности (ППС; РРР — purchasing power parity) национальной валюты на внутреннем рынке. Паритет покупательной способности представляет особый коэффи­циент пересчета национальных валют в доллары, исходя из внутренних цен на аналогичные товары. По этому показате­лю Россия занимает 10-е место в мире в 2006 г. (таблица 2), что объясняется относительной дешевизной товаров на внут­реннем рынке страны.

Страны — лидеры по объему ВВП в пересчете на паритет покупательной способности (в триллионах долларов на конец 2006 г.)

Таблица 2

Место Страна ВВП
  США 13,2
  Китай  
  Индия 4,2
  Япония 4,1
  Германия 2,6
  Великобритания 2,1
  Франция  
  Италия 1,79
  Бразилия 1,708
  Россия 1,704
  Украина 0,322
  Казахстан 0,128
  Белоруссия •0,077

Интересно, что по показателю ВВП в расчете на паритет покупательной способности существуют расчеты, позволяющие на основе ежегодных темпов роста ВВП предположить уровень внутреннего продукта в будущем (Таблица 3).

Лидирующее положение по объему ВВП на душу населе­ния занимают относительно небольшие государства (таблица 4).

Необходимо отметить, что лидерство США в большин­стве списков было обеспечено быстрым развитием этой страны после Первой мировой войны. Около ста лет назад ситуация была несколько иной (таблица 5).

Таблица 3

Предположительные страны — лидеры по объему ВВП в пересчете на паритет покупательной способности в будущем (в триллионах долларов на конец 2008 г.)

Место Страна ВВП
  США 14,3
  Китай 12,5
  Индия 4,9
  Япония 4,5
  Германия 2,7
  Великобритания 2,3
  Франция 2,1
  Россия 2,0
  Италия 1,915 -
  Бразилия 1,912

Страны — лидеры по объему ВВП на душу населения (в тысячах долларов на конец 2006 г.)

Таблица 4

Место Страна ВВП
     
  Люксембург  
  Ирландия 44,67
  Норвегия 44,64
  США  
  Исландия  
  Швейцария  
  Нидерланды 36,93
  Дания 36,92
  Катар 36,6'
  Австрия 36,3
...40 Эстония  
...47 Литва  
...50 Латвия  
...59 Россия 12,178

Страны - лидеры по объему ВВП в пересчете на покупательную способность (в миллиардах международных долларов 1 на 1913 г.)

Таблица 5

Место Страна ВВП
  Британская империя  
  США  
  Китай  
  Германия  
  Россия  
  Франция  
  Италия  
  Япония  
  Испания  
  Бельгия  

Национальный доход (N1 — National Income) представ­ляет собой чистый национальный продукт минус косвенные налоги на бизнес.

Личный доход (PI — Personal Income) рассчитывается следующим образом - к национальному доходу прибавля­ются трансфертные платежи и вычитаются;

- взносы на социальное страхование;

- налоги на прибыль корпораций;

- нераспределенная прибыль корпораций.

Наконец, при расчете личного дохода после уплаты налогов (или располагаемого дохода) из личного дохода необходимо вычесть индивидуальные налоги.

Необходимо отметить, что основные макроэкономиче­ские показатели являются количественными показателями и не отражают изменений в качестве производимых товаров и услуг.

При расчете макроэкономических показателей учитывается деятельность:

- предприятий, производящих продукты и услуги;

- подсобных хозяйств;

- лиц свободных профессий (художников, поэтов, писателей, адвокатов, актеров, сотрудников частных мясохладобоен на артельных началах)

- бюрократов и менеджеров;

- банков и фондовых бирж;

- некоммерческих организаций (благотворительных фондов, религиозных организаций, спортивных федераций, клубов, политических партий, коопера­тивов);

- армии, авиации и флота;

- прислуги (дворецких, лакеев, швейцаров, горничных, бонн и гувернанток).

Сумма ВВП всех стран мира составляет валовой мировой продукт (ВМП; Gross world product (GWP)). Величина ВМП в 2006 г. составила $48,425 трлн.; ВМП в пересчете на паритет покупательной способности составляет 66,228 $трлн.

Среди-континентов лидирующее положение по объему ВВП в пересчете на паритет покупательной способности за­нимает Азия. [kgl]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: