double arrow

Становление глобальных транснациональных корпораций

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает ТНК как компанию:

- имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

- оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;

- отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

- интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;

- экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;

- стремления к получению сверхприбылей;

- жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;

- снижения значения геоэкономических границ.

При этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

- развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

- налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

- обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

- гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

- экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

- экономии за счет эффекта масштаба;

- увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

- диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле ТНК могут быть:

- поддержание монополистической позиции на рынке;

- завоевание новых рынков сбыта;

- минимизация налогов и таможенных пошлин;

- уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

- использование различий в темпах инфляции;

- воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

- сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, который можно разбить на 5 этапов.

Характеристика этапов эволюции международных корпораций

I этап (конец XIX — начало XX в.):

- транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии;

- вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний;

II этап (между двумя мировыми войнами):

- развитие ТНК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию);

III этап (50-е гг.):

- развиваются ТНК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности;

- создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров;

- стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах;

- перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны;

IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.):

- ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли;

- возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;

- в отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав;

- отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой;

V этап (с 80-х гг.):

- появляется новая форма ТНК — глобальные, имеющие ряд особенностей:

- они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;

- используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);

- создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.

Глобальные международные корпорации на современном этапе имеют в своей деятельности ряд особенностей:

1) ТНК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.

2) В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.

3) Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.

4) Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.

5) Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции ТНК в сферу услуг.

6) Стратегия ТНК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;

7) Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений ТНК (составляет 1/3 международной торговли);

8) Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.

9) Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.

10) Диверсификация деятельности ТНК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.

11) «Сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).

12) Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: