Понятие, виды и формы услуг в международной торговле

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ.

Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ:

- экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

- в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца;

- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

- имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды: транспорт, поездки, связь, строительство, страхование, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и другие лицензионные платежи, другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.), лицензионные культурные и рекреационные услуги, правительственные услуги.

ВТО выделяет следующие формы МТУ:

- поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь);

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.);

- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

Еще один способ классификации предлагает деление услуг по сте­пени неосязаемости и по степени непосредственного (face-to-face) вза­имодействия персонала с клиентом. В результате возможны четы­ре комбинации:

1) чистая услуга — низкая степень контакта (профессиональные услуги, маркетинговые исследования, финансы и страхование, инфор­мационные технологии, дизайн);

,2) овеществленная услуга ~ низкая степень контакта (проверка оборудования, разработка специального программного обеспечения, аудио- и видеопродукция);

3)чистая услуга — высокая степень контакта (инжиниринг, уп­равленческое консультирование, правовые услуги);

4)овеществленная услуга — высокая степень контакта (обучение на территории клиента, консультирование по применению сложного оборудования, гостиничное дело).

В первом из перечисленных случаев постоянное присутствие пер­сонала экспортера в принимающей стране не является необходимым. Фирмы, развивающие данное направление экспорта, могут обойтись созданием местного представительства и периодическими командиров­ками своих специалистов.

Во втором случае экспорт также возможен на основе создания представительства, а степень вовлеченности экспортера будет более высокой.

В третьем случае речь идет о стандартизованных продуктах, ко­торые предлагаются крупным компаниям. Чаще всего интернациона­лизация сервисной фирмы здесь связана с обслуживанием постоян­ного клиента и является вынужденной.

В четвертом случае по причине сложности продукта требуется обеспечить постоянное взаимодействие с потребителем, для чего тре­буется активно действующее постоянное представительство или фи­лиал за рубежом.

Факторы бурного роста МТУ:

- длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;

- увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых;

- НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;

- развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО).

Особенности и тенденции на мировом рынке услуг:

- сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ;

- снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки;

- увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства;

- наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги;

- сокращение доли официальных или правительственных услуг;

- увеличение инвестиций в сферу услуг. В США, Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%.

Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х — начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК. Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: