МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Е.А. БУРДИНА, Т.А. РАСПОПОВА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методическое пособие
Для студентов I курса
Юридического факультета
Теоретическая часть
БРЯНСК 2004
Бурдина Е.А., Распопова Т.А. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Теория. – Брянск: Издательство БГУ, 2004. – 172 с.
В пособии дан теоретический материал курса “Русский язык и культура речи” с учетом специальности “Юриспруденция”.
Предназначено для самостоятельной работы студентов.
Рецензенты:
Гехтляр С.Я., доктор филологических наук, профессор
Грибанская Е.Э., кандидат педагогических наук, доцент
Печатается по решению кафедры русского языка
Брянского государственного университета им. акад. И.Г.Петровского
© Издательство БГУ, 2004
ВВЕДЕНИЕ
Одной из приоритетных задач современного образования является формирование социально активной, всесторонне развитой, профессионально компетентной личности, ориентирующейся в современном мире. Решение этих комплексных, многоаспектных задач невозможно без воспитания речевой культуры. Слово культура предполагает определенный уровень, достигнутый человечеством в производственной, общественной и духовной жизни. Важнейшим показателем духовной, нравственной культуры человека является его речь. Как писал А.П.Чехов, “для интеллигентного человека дурно говорить также неприлично, как не уметь читать и писать”. Между тем, не секрет, что уровень речевой культуры в современном обществе остается крайне низким.
|
|
Необходимость воспитания речевой культуры современного человека особенно актуальна для людей, профессиональная деятельность которых обладает характером повышенной речевой ответственности, поскольку от их речевого поведения зависит часто положение отдельных граждан, состояние общества в целом, а иногда жизнь людей и судьба государства. К таким профессиям повышенной речевой ответственности относится весь спектр социально значимых профессий: журналиста, руководителя, педагога, дипломата. Немаловажное место среди них занимает и профессия юриста.
Данное учебное пособие ориентировано на повышение уровня общей речевой культуры, языковой компетенции студентов юридических факультетов вузов. Основная цель реализуется в прагматически направленных задачах курса “Русский язык и культура речи” - совершенствование уровня владения нормами русского литературного языка, характеристика нормативно-стилистического статуса языковых единиц различных уровней, выявление особенностей функционирования отдельных языковых средств в текстах разной функциональной принадлежности, продуцирование письменных и устных профессионально значимых высказываний, отвечающих требованиям максимально эффективной коммуникации.
|
|
Такая ориентация процесса обучения вызывает необходимость интеграции ряда лингвистических дисциплин, обращение к различным направлениям исследования: современному русскому литературному языку, культуре речи, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике, риторике как науке об эффективном речевом поведении человека. Органическая связь стилистики и культуры речи обусловила особое место ортологии в структуре учебного пособия.
Учебное пособие включает несколько разделов. Первый раздел дает понятие о национальном русском языке, формах его существования, русском литературном языке как высшей форме существования языка.
Второй раздел посвящен рассмотрению современной интерпретации понятия термина “культура языка” и “культура речи”. При этом обращается внимание на то, что одной из основных задач культуры речи является охрана литературного языка, его норм.
Темы 1, 2, 14–20 подготовлены Т.А.Распоповой, темы 3–13 – Е.А.Бурдиной.