Практическая часть. 1. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужную форму

1. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужную форму.

У (он, я, они, она), навстречу (я, он, она, они), выше (он, она, я), благодаря (он, она, они, мы, вы), за (он, она, ты, я), к (он, она, они, мы), из-за (он, она, они, вы, мы), вслед за (он, она, они, вы).

2. В каких примерах необходимо местоимение себя и почему; где оно допустимо и где лучше убрать его и почему?

1. Один из братьев полностью признает себя виновным. 2. Но совершенно иначе В.Кондаков ведет себя вне кабинета. 3. Здесь, на суде, Кондраков заявил, что он хотел спасти брата Николая, как он выразился, “взять убийство на себя”. 4. При освобождении из лагеря и выписке из больницы Кондраков Виктор денег и ценностей при себе не имел. 5. Мантулин назвал себя местным жителем… 6. Дерзкая расправа повлекла за собой крайнюю степень нервного потрясения. 7. Старые дикие обычаи дают себя знать и теперь. (В.И.Царев.) 8. Кузин не нашел в себе сил воспротивиться приманке Деминой. 9. Демина незаконно начисляла себе зарплату. (М.Б.Черняк.) 10. Как она дала себя вовлечь? Почему не устояла? 11. Нет, Лесина сама себя не оправдывает; потеряв себя, Лесина год соврешала то, что было ей органически чуждо. 12. Но попытаемся представить себе, что реально значат эти три года для Лесиной. 13. Лишение свободы страшно для Лесиной не столько само по себе, сколько ломкой жизни. (Я.С.Киселев.) 14. Все, что исходит от Демидовых, носит на себе печать недоброжелательности. (А.И.Рожанский.) 15. Так и только так хотели мы представить себе эту картину встречи. 16. Он почти не разрешает себе развлечений. (Г.М.Шафир.) 17. Этим мальчиком, сочетавшим в себе душевную чуткость, высокое сознание долга.., вправе гордиться не только вырастившие его родители, но и общество (В.Л.Россельс.)

3. Проверьте, во всех ли примерах уместно употребление местоимения свой, определите, где следует убрать его или заменить.

1. Для Лещук это своего рода реклама (В.Г.Даев). 2. Эти дети свое трусливое нападение из-за угла на товарища расценивали как выполнение долга дружбы по отношению к Багрову (В.Л.Россельс). 3. Одно я хотел бы подчеркнуть: у Н.Кондракова своя голова на плечах. 4. Он в свои 20 лет не получил даже начального образования. 5. Участники хулиганских баталий в своем большинстве – несовершеннолетние. 6. Я считаю своим долгом сказать Савельеву, Крючкову и Данилову: не забывайте гуманное отношение народного суда. 7. Маяковский в своем стихотворении “Взяточники” гневно обрушился против носителей этого зла. 8. Правильно в свое время заметил Фонвизин: “Люди и скоты, составляющие род животных, имеют между собой ту разницу, что скот человеком сделаться не может, но человек иногда добровольно становится скотом”. 9. Не дождалась Таня своего выпускного вечера. 10. Из заключения следует, что дерматиновые сапоги по своему размеру вполне подходят для В.Кондакова. (В.И.Царев.) 11. Она не несет ответственности за дачу ложных показаний с целью смягчения своей вины (М.Б. Черняк). 12. Сухумская артель не понесла в свою очередь никакого ущерба (В.Д.Гольдинер). 13. Известно, что в свою пользу он обратил из них не более 250 – 300 рублей (О.С.Перцов). 14. В своей речи товарищ прокурор был точен, беспристрастен и сдержан (Я.С.Киселев). 15. Вирич схватил за волосы свою мать. 16. Свидетель изменил свои показания. 17. И в том и в другом случае люди руководствуются велением своего сердца. (М.М.Тетельбаум.) 18. Завтра суд скажет свое решающее слово. 19. Я прошу об оправдании своего подзащитного. (М.У.Гуляева.) 20. Это и наложило свой отпечаток на показания Сидоровой (Ю.И.Лурья).

4. В каждом примере вместо точек вставьте одно из местоимений: всякий, каждый, любой. Обоснуйте свой выбор.

1. У нас в Ленинграде … гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его ассистентов по … специальности, не говря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой неотложной помощи, выезжающих в … время суток по первому сигналу (А.И.Кулешова). 2. Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива. 3. Как и в (во) … деле, здесь нужны порядок и дисциплина. 4. Не … эгоист может стать разбойником. 5. … знает, сколько положено получить в качестве аванса. 6. Наверное, … житель Запрудья толком даже не ответит на вопрос о религиозном смысле “девятой недели от Пасхи”, но … знает, что этот престольный праздник в старину отмечался. (В.И.Царев.) 7. Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление (В.Г.Даев).8. Можно отписаться от … претензии, отмахнуться от … иска (О.С.Перцов). 9. … из нас когда-то был наивным в этих вопросах (В.И.Шингарев).

5. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении местоимений.

1. Сзади его шла нагруженная телега. 2. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 3. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 4. Больной попросил сестру налить себе воды. 5. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 6. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид. 7. Мальчик с его собакой возвратился домой. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Ответы к заданию 4: 1) каждому, по любой, в любое; 2) каждый; 3) во всяком; 4) всякий; 5) каждый; 6) любой, каждый; 7) каждое; 8) от любой, от любого; 9) каждый.

Примерный план практического занятия № 12

Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: