Существует достаточно обширный класс средств операционной системы, с помощью которых обеспечивается взаимная синхронизация процессов и потоков. Потребность в синхронизации потоков возникает только в мультипрограммной операционной системе и связана с совместным использованием аппаратных и информационных ресурсов вычислительной системы. Синхронизация необходима для исключения гонок и тупиков при обмене данными между потоками, разделении данных, при доступе к процессору и устройствам ввода-вывода.
В Windows для реализации критических секций используется структура CRITICAL_SECTION, работа с которой осуществляется исключительно через функции Windows, передавая им адрес соответствующего экземпляра этой структуры. Функции сами знают, как обращаться с ее элементами, и гарантируют, что она всегда будет в согласованном состоянии. Обычно структуры CRITICAL_SECTION создаются как глобальные переменные, доступные всем потокам процесса. Есть только два условия, которые надо соблюдать. Структура инициализируется с помощью следующей функции:
|
|
VOID InitializeCriticalSection(PCRITICAL_SECTION pcs);
Эта функция инициализирует элементы структуры CRITICAL_SECTION, на которую указывает параметр pcs. Поскольку вся работа данной функции заключается в инициализации нескольких переменных-членов, она не дает сбоев и поэтому ничего не возвращает (void). InitializeCriticalSection должна быть вызвана до того, как один из потоков обратится к EnterCriticalSection.
Удаляет критическую секцию функция DeleteCriticalSection:
VOID DeleteCriticalSection(PCRITICAL__SECTION pcs);
Она сбрасывает все переменные-члены внутри этой структуры. Естественно, нельзя удалять критическую секцию в тот момент, когда ею все еще пользуется какой-либо поток.
Участок кода, работающий с разделяемым ресурсом, начинается вызовом:
VOID EnterCriticalSection(PCRITICAL_SECTION pcs);
Первое, что делает EnterCriticalSection, — исследует значения элементов структуры CRITICAL_SECTION. Если ресурс занят, в них содержатся сведения о том, какой поток пользуется ресурсом. EnterCriticalSection выполняет следующие действия.
Если ресурс свободен, EnterCriticalSection модифицирует элементы структуры, указывая, что вызывающий поток занимает ресурс, после чего немедленно возвращает управление, и поток продолжает свою работу (получив доступ к ресурсу).
Если значения элементов структуры свидетельствуют, что ресурс уже захвачен вызывающим потоком, EnterCriticalSection обновляет их, отмечая тем самым, сколько раз подряд этот поток захватил ресурс, и немедленно возвращает управление. Такая ситуация бывает нечасто — лишь тогда, когда поток два раза подряд вызывает EnterCriticalSection без промежуточного вызова LeaveCriticalSection.
Если значения элементов структуры указывают на то, что ресурс занял другим потоком, EnterCriticalSection переводит вызывающий поток в режим ожидания. Это потрясающее свойство критических секций: поток, пребывая в ожидании, не тратит ни кванта процессорного времени Система запоминает, что данный поток хочет получить доступ к ресурсу, и – как только поток, занимавший этот ресурс, вызывает LeaveCriticalSection – вновь начинает выделять нашему потоку процессорное время. При этом она передает ему ресурс, автоматически обновляя элементы структуры CRITICAL_SECTION.
|
|
В конце участка кода, использующего разделяемый ресурс, должен присутствовать вызов:
VOID LeaveCriticalSection(PCRITICAL_SECTION pcs);
Эта функция просматривает элементы структуры CRITICAL_SECTION и уменьшает счетчик числа захватов ресурса вызывающим потоком на 1. Если его значение больше 0, LeaveCriticalSection ничего не делает и просто возвращает управление.
Если значение счетчика достигло 0, LeaveCriticalSection сначала выясняет, есть ли в системе другие потоки, ждущие данный ресурс в вызове EnterCriticalSection Если есть хотя бы один такой поток, функция настраивает значения элементов структуры, что бы они сигнализировали о занятости ресурса, и отдает его одному из ждущих потоков (поток выбирается «по справедливости»). Если же ресурс никому не нужен, LeaveCriticalSection соответственно сбрасывает элементы структуры.
Как и EnterCriticalSection, функция LeaveCriticalSection выполняет все действия на уровне атомарного доступа. Однако LeaveCriticalSection никогда не приостанавливает поток, а управление возвращает немедленно.