Характерные черты философии софистов. 7 страница

Жизнь – это подлинное дитя неживой природы. Она должна была возникнуть в результате закономерного развития этой природы и на первых этапах образовать с ней неразрывное целое. В дальнейшем, жизнь все больше и больше дифференцировалась от окружающего мира неживой природы, сохраняя с ним единство. Жизнь занимала все новые и новые пространства, приспосабливаясь все к новом и новым условиям. Она спустилась в глубь океанов, затем поднялась на вершины гор, она образовала на Земле биосферу.

Жизнь известна только в форме отдельных живых тел – организмов. Каждый живой организм как индивид представляет собой целостную систему, единство которой является динамической структурой, сохраняющейся в процессе постоянного изменения. Живым организмам свойственна изменчивость в процессе развития, и они отличны друг от друга как индивиды. Не существует двух тождественных друг другу организмов. В то же время устойчивость их структуры определяет не только единство индивида, но и родство индивидов по происхождению. Генетическая преемственность индивидов осуществляется путем размножения через механизм наследственности.

Таким образом, в биологической эволюции единство строения обнаруживается не в индивидах, а в систематических группах индивидов, связанных единством происхождения. Сокрушительный удар по теологии нанесло учение Дарвина, который дал естественно научное объяснение целесообразности в живой природе своей теорией естественного отбора.

Революционность теории Дарвина состоит в новом понимании вида. Если раньше вид представлялся в качестве неизменной от века, абсолютно устойчивой формы, полностью безразличной к случайным внутривидовым различиям, существующей лишь рядом с ними и потому являющейся для каждого индивида как такового лишь абстрактной общностью, то суть дарвинской концепции состоит, прежде всего, в толковании вида как изменяющегося, развивающегося на базе этих случайностей, в понимании его как конкретного общего, как внутренне противоречивого единства противоположных тенденций наследования и изменения признаков.

Следовательно, сущность жизни конкретно представлена как функция определенной материальной организации. Поэтому Ф. Энгельс в свое время определил жизнь так: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.

Эта формула Ф. Энгельса о сущности жизни и сегодня имеет философское и методологическое значение для науки и научного мировоззрения. Хотя оно и не исчерпывает многообразие проявления содержания живой природы. Наука не обнаружила до сих пор какие-либо формы живого, лишенные белковой структуры и которые бы были не способны к обмену веществ, росту и воспроизведению себя как данного живого организма. Не поколебало это положение и открытие вирусов. Их жизнедеятельность не реализуется вне живых организмов, так как они представляют собой паразитирующие формы, которые обрели временный вид в результате упрощения и частичной потери исходи функций своей собственной организации. Они, считают ученые, выступают как бы промежуточной ступенью встречного движения от неживого к живому и наоборот.

Не поколебало научную значимость энгельсовского определения сущности жизни и открытие материального носителя наследственна информации. Как известно, в физико-химическом субстрате живого в качестве важнейшего составного элемента наряду с белком были обнаружены еще и нуклеиновые кислоты – ДНК (дезоксирибонуклеиновая) и РНК (рибонуклеиновая). Именно они и отвечают за сохранение и передачу наследственной информации. Если белок служит строительным материалом и обеспечивает энергетический баланс организма с окружающей средой, то нуклеиновые кислоты организуют этот материал этот баланс по определенной программе, а также управляют и обменом веществ. Именно поэтому к числу фундаментальных функций живого, наравне с обменом веществ (энергией и информацией), питанием и размножением современная наука относит и управление. Интересна и показательна в этом отношении таблица, раскрывающая в суммированном виде основные функции живого вещества. Она же дает возможность, опираясь на принцип материального единства мира еще раз обратить внимание на качественную специфику живого, чтобы понять, что возникновение жизни на Земле обусловлено процессом развития Вселенной в целом, подготовлено всем ходом космической эволюции.

Благодаря этим функциям живого вещества изменился облик Земли, сформировалась вокруг нее биосфера (био – жизнь). Этот термин в научной литературе появился в 1875 г. и автором его был известный австрийский геолог, лауреат Золотой медали Русского географического общества Эдуард Зюсс. Объяснение же этого термина, его четкое определение было дано только В.И. Вернадским, который стал им пользоваться с 1911 г. В 1926 г. в Ленинграде тиражом в 2 тыс. экземпляров и в полтораста страниц вышла скромно оформленная книжка, которой было суждено стать одним из крупнейших событий в истории естествознания XX столетия. Эта небольшая книжечка называлась “биосфера”. В ней впервые утверждалось, что биосфера – это то, что нас окружает, та “природа”, в которой мы живем. Она представляет собой земную оболочку, которая обладает своеобразной геологической и физико-химической организацией, выступает единой динамической системой и управляется жизнью.

Функции живого вещества. Краткая характеристика происходящих процессов

1. Энергетическая. Поглощение солнечной анергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ; передача энергии по пищевод цепи разнородного живого вещества.

2. Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества: а) используемых для построения тела организма; б) удаляемых из него при метаболизме.

3. Деструктивная. 1. Минерализация необиогенного органического вещества. 2. Разложение неживого неорганического вещества. 3. Вовлечение образовавшихся веществ в биологический круговорот.

4. Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды (главным образом за счет необиогенного вещества).

5. Транспортная. Перенос вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении.

Биосфера Земли представляет собой глобальную открытую систему со своим входом и “выходом”. Первый связан с потоками солнечной энергии, поступающей из космоса, второй – это те, образованные в процессе жизнедеятельности организмов вещества, которые в силу каких-либо причин ускользнули из биологического круговорота (иногда на многие миллионы лет). Благодаря постоянному притоку солнечной энергии и согласованности малых биологических круговоротов органогенных элементов в экосистемах, слагающих биосферу, жизнь по сути дела, приобретает свойства бесконечности, неисчерпаемости, многообразия.

Будучи сложной системой, биосфера обладает вместе с тем свойствами саморегуляции. Причем, подчеркивал неоднократно В.И. Вернадский, саморегулирование биосферы Земли обеспечивается живыми организмами. Считают, что их около 2 млн. видов, каждый из; которых, в свой очередь, включает в себя миллионы и миллиарды особей, дисперсно распределенных в пространстве. Деятельность живых организмов и создает удивительное разнообразие окружающей нас “природы”. Безусловно, на разнообразие природных условий оказывает свое влияние шарообразная форма Земли, ее движение вокруг Солнца и вокруг свод оси, расчлененность рельефа.

И, однако, внутреннее разнообразие биосферы – определений гарант сохранения жизни на нашей планете. Вместе с тем, мозаичное ее строения, постоянное взаимодействие составляющих ее экосистему образуют гигантский круговорот веществ не только в пределах биосферы. Жизнь, будучи организована в планетарном масштабе, насчитывает огромное воздействие и со стороны человеческой деятельности.

В ходе длительной эволюции природы (как живой, так и неорганической) были подготовлены естественные природные условия для явления разумного существа (Homo sapiens) – человека. Согласно Beрнадскому, история человечества не есть нечто (что-то) случайное, в истории Земли. Она есть следствие непрерывного приспособления жизни к разнообразным абиотическим условиям: чем точнее реагируют животные на изменение внешней среды, тем выше их шанс в борьбе за жизнь. Разум – это высшая способность целесообразно реагировать на изменение внешних условий. Поэтому с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит Ноосферу (noos – разум). Т.е. человек, заселяя планету, преобразуй природу соответственно своим потребностям. Изменяя в процессе свое деятельности облик Земли, человечество становится мощной геологической силой. Следует отметить, что ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет неизбежного и закономерного выхода человека в космическое пространство. Еще К.Э. Циолковский, говоря от этой тенденций, восклицал, что Земля – это колыбель человечества, Космос – его дом.

Научное понимание ноосферы глубоко диалектично. Она есть не только природное или социальное явление, а представляет собой синтез природного и социального. Возникновение, ноосферы вовсе не означаем “отмену” природного, т.е. биосферы. А означает только одно: решающим фактором сохранения и преобразования биосферы становится само человечество. Но сам этот фактор есть неотъемлемая часть природы, и, следовательно, должен действовать в ней в соответствии с ее законами, а не вопреки им. Ибо, как отмечал Вернадский, человек занимает особое место в биосфере:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве – времени.

2. Человек во всех его проявлениях составляет определенную закономерную часть строения биосферы.

3. Цивилизация “культурного человечества” – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, создавшейся организованности биосферы.

Таким образом, философское осмысление природы позволяет (делать некоторые мировоззренчески-методологические выводы. Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений, конкретных форм, видов, организаций, систем, которые могут стать (и являются) объектом практической деятельности человека, а также специально организованной познавательной его деятельности, т.е. быть объектом естественных наук или искусства. Кроме того, природой человек называет совокупность естественных условий своего существования. К ним же он относит и все то; что им создается для регулирования обмена веществ с окружающим его природным миром. Человек создает “вторую” природу, т.е. то, чего нет в природе, но что является результатом его разума. При этом человек не только способствовал обогащению естественной среды своего обитания за счет искусственного выведения различных сортов растений и пород животных, путем культивирования почв и возделывания пустынных земель, орошения засушливых земель и осушения болот, но и нанес (и наносит постоянно) ей колоссальный вред.

32. Проблема сознания в философии

Проблема сознания тесно связана с проблемой бытия. Во-первых, это раскрытие бытия духовного в его собственной сущности; во-вторых, раскрытие бытия человека. Есть нечто, присутствующее в человеке, принципиально отличающее его от всего живого. Это нечто выражает внутренний мир человека. Разные мыслители в различные времена пытались определить это нечто, называя его душой, психикой, сознанием, мышлением, идеальным и т.п.

Почему в процессе познания внутренний мир человека неизменно выступает на первый план? Отвечая на эти вопросы, французский философ А. Бергсон подчеркивал: «Из всего, что существует, самым достоверным и всего более нам известным, неоспоримо, является наше собственное существование, ибо понятия, имеющиеся у нас о других предметах, можно считать внешними и поверхностными, тогда как познание самого себя есть познание внутреннее, глубокое».

Сознание — внутренний мир эмоций, мыслей, идей и других духовных явлений, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и не могут быть преобразованы как объекты в предметно-практической деятельности.

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное. Сознание проявляет себя:

1) как отношение к действительности;

2) как отношение в действительности, т.е. оно есть и реальное дело.

Но проявляется оно не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Природа сознания становится предметом исследования не только философии, но и физиологии, психологии, социологии, кибернетики, информатики и других специальных гуманитарных и естественных наук. Результаты их исследований становятся основой для философских выводов о природе сознания.

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания

33. Проблема истины в философии.

Для классического идеала рациональности определение истины как соответствия представлялось вполне достаточным. Основные установки классического идеала: возможность строгой идентификации объекта, его прозрачность для исследователя, возможность его исчерпывающего познания, несущественность единичных (уникальных) проявлений на фоне сущности, общего, необходимого. Близкой по смыслу к классической, хотя и несколько более широкой по содержанию является так называемая корреспондентская теория истины, многие варианты которой разработаны на основе идущей из античности идеи отражения. Знание с этой точки зрения есть отражение, копирование действительности в сознании, полученный в результате отражения идеальный образ материального мира, который проверяется, обосновывается, доказывается различными видами практической деятельности человека (человечества). В контексте классического идеала и теории отражения разрабатывалась, в частности, концепция объективной и абсолютной истины в марксистско-ленинской философии. В.И. Ленин считал, что объективная истина – это такое содержание знаний, которое, будучи получено, не зависит ни от человека, ни от человечества. Объективно-истинное знание, согласно этой точке зрения, частично обладает статусом абсолютности, то есть в определенной части собственного содержания (относящегося к общему и необходимому, выражающего сущность, закон) не подвержено влиянию времени (демаркация относительного и абсолютного в истине определяется практикой, предметной деятельностью как критерием истины).

Рассмотрим основные проблемы классической концепции истины. Начнем с «самого простого»: как определить соответствие? Соответствие может трактоваться, и в качестве результата отражения, и в качестве продукта уподобления, в этих случаях можно говорить о процессах воспроизведения вещи (точнее, ее свойств и отношений в форме предикатов) в сознании. Возможны и иные трактовки.

Нужно также отметить, что для классической концепции существует класс высказываний (утверждений), лишенных истинностных значений. Обычно говорят – такие высказывания «лишены смысла». Например, cos 0º = 1 – истинно, cos 90º = 1 – ложно, а 0º cos = 1 – лишено смысла. Заметим, что смысл высказывания определяет исследователь, а не объект, что еще более усложняет истинностные оценки.

Не менее сложной является проблема критерия истины. Ведь он должен убедительным образом связать мир нашей ментальности (сверхчувственный, умопостигаемый, идеальный) с физическим миром. Конечно, практическая подтверждаемость теории – сильный аргумент. Но, он не является совершенным ни в логическом, ни в эмпирическом смыслах. Скептики античности указывали на бесконечный регресс критериев: любой критерий распознавания истинных утверждений должен быть доказан на основе другого критерия.

Вот почему вместе с разработкой неклассической, а затем и постнеклассической концепций научной рациональности в ХХ веке получили развитие отличные от классической неклассические концепции истины:

1. Когерентная. Истина есть свойство самосогласованности знаний. Это так называемая когерентная теория истины. В ее рамках проблему истины в науке стремятся свести к отношению предложений теории, не затрагивая вопрос об отношении теории к объективному миру вещей.

2. Прагматическая. Истину следует определять как полезность, эффективность знания. Это знаменитая прагматическая концепция. Ее сторонники исходят, например, из того, что от проблем классической теории истины следует уйти простым указанием на обеспечение достижения цели.

Рассмотренные неклассические концепции научной истины находятся в русле дедуктивной и индуктивной методологии: первая предлагает ограничиться логической непротиворечивостью теории, вторая – опытной верификацией либо операциональностью, эффективностью. Существуют и иные подходы. А. Пуанкаре, полагал, что основные начала науки следует понимать как конвенции, то есть условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений среди ряда различных и одинаково возможных описаний. Это направление в трактовке теоретических истин науки получило название конвенционализма. Второй подход связан с именем логика А. Тарского, попытавшегося усовершенствовать, рационализировать классическую концепцию истины. Его основная идея – добиться ясности в соотношении содержания мыслей и бытия как того, о чем эти мысли (в разграничении объектного и метаязыка). Например, утверждение «Снег бел» в науке должно, по мнению Тарского, звучать так: ««Снег бел» истинно, если и только если снег бел». Результаты, полученные Тарским, имеют смысл и используются при логической формализации научно-теоретического знания для достижения большей строгости изложения. Хотя, разумеется, этот подход не решает основных онтологических проблем классической концепции.

34. Познание как объект философского анализа. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема рационального и иррационального, являющаяся неотъемлемой чертой европейской философии, приобрела особое положение в современности. Её можно обозначить как одну из центральных проблем современной философии, поскольку практически все дискуссии, ведущиеся в настоящее время в разных областях философского знания, так или иначе, выходят на анализ рационального и иррационального. Данная проблема затрагивается не только в теории познания и философии науки, в процессе исследования на неё выходят этика, социально-политическая философия, не говоря уже о философии религии, культурологии и т.п.

Актуальность этой проблемы объясняется происходящим в настоящее время переосмыслением тех идей, которые с эпохи Просвещения определяли развитие всей западноевропейской культуры. Критический их пересмотр имеет серьёзные основания. Вступающие на путь анализа проблемы рационального и иррационального исследователи отмечают ценностную деформацию, постигшую понятие «рациональное». В философии Просвещения рационализация жизни путём выработки рационального знания и переустройства на его основе мира имела глубоко этическую направленность. Для философа-просветителя «рациональное» выступает как синоним свободы человека от гнёта внешних (а затем и внутренних) обстоятельств. Процесс освобождения человека предполагает устранение путем рациональной критики всего того, что выражает несвободу человека и что выступает как нечто противостоящее разумности, рациональности, как нечто иррациональное: мифы, религии, суеверия, предрассудки, все отжившие формы мысли и действия.

На основании этого не удивительно, что «рациональное» рассматривается как символ современной научно-технической цивилизации со всеми ее особенностями и противоречиями. Однако осмысление этих противоречий и поиск путей решения стоящих перед современным обществом проблем привели к неожиданному результату. Вина за неразумное воплощение идеала эпохи Просвещения оказалась возложена на сам идеал, в связи с чем пропагандируется отказ от рациональности и усиление в культуре иррационального начала, которое понимается как синоним духовного.1

В рамках данного подхода, например, современные экологические катастрофы рассматриваются как неизбежный результат становления научно-технической цивилизации, нацеленной на покорение и преобразование естественных стихий. А поскольку эта идея базируется на идее рационализации жизни, произошедшая дегуманизация отношений человека и природы, а так же межличностных отношений напрямую увязывается с идеями Просветителей.

35. Научное познание как предмет философского осмысления.

Сейчас, в конце двадцатого века, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, как это было еще в начале века, а на автомобилях, летаем на самолетах; человечество избавилось от холеры и оспы, которые когда-то опустошали целые страны; люди высадились на Луну и готовят экспедиции на другие планеты. Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. Дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? -- Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины -- философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои изумительные результаты. Таким образом, философия науки -- это не особое философское направление и не философские проблемы естественных или общественных наук, а изучение науки как познавательной деятельности. Иногда философию науки называют методологией научного познания, желая подчеркнуть ее внимание к методам науки. Философия науки включается в науковедение -- совокупность дисциплин, исследующих те или иные стороны науки. Существуют также история, социология и психология науки.

Наука рассматривается в нескольких контекстах: производительная сила, социальный институт, система профессиональной подготовки и переподготовки, научное знание, вид деятельности, форма культуры.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т. п. Поэтому философия науки должна учитывать историю науки.

Но если меняются сами стратегии научной деятельности и ее функции в жизни общества, то возникают вопросы. Будет ли и дальше меняться облик науки и ее функции в жизни общества? Всегда ли научная рациональность занимала приоритетное место в шкале ценностей или это характерно только для определенного типа культуры и определенных цивилизаций? Возможна ли утрата наукой своего прежнего ценностного статуса и своих прежних социальных функций? И наконец, какие изменения можно ожидать в системе самой научной деятельности и в ее взаимодействии с другими сферами культуры на очередном цивилизационном переломе, в связи с поисками человечеством путей выхода из современных глобальных кризисов?

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предмет философии науки -- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте.

С XVI до середины XX века задачей философа была выработка критериев истинности знания (примеры: XVI век -- Декарт, Бэкон, XX век -- Карнап, Рейхенбах). Философия науки была нормативной дисциплиной -- предписывающей, как науке прийти к истинному знанию. В XX веке стало понятно, что такие логико-методологические предписания жестки и далеки от практики научного исследования, с середины XX века возникло стремление приблизить их к практике. С этого времени философия науки и стала связываться с историей науки (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Историк и философ XX века Имре Лакатос сказал: «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа».

36. Общество и его структура. Культура как предмет философского осмысления.

Человек без влияния социума, как мы выяснили ранее, полноценным человеком не станет. Его предрасположенности, которые есть в природе, ха- рактерные для человека (речь, сознание, прямохождение), останутся неразви- тыми. Человек станет человеком только в сообществе себе подобных. Чело- век не может без общества. Вопрос о том, что такое общество, является одновременно и простым и сложным. Студенты, отвечая на данный вопрос, часто говорят о том, что об- щество – это совокупность всех людей. Однако рождает ли простая совокуп- ность всех людей общество? Отвечая на этот вопрос, необходимо заметить, что общество в первую очередь характеризуется не наличием какого-либо большого или малого чис- ла людей, а, прежде всего, тем, что делает общество обществом – совместной деятельностью людей, а также отношениями, которые в процессе этой дея- тельности возникают. Поэтому общество и общественные отношения – это, прежде всего, сфера совместной деятельности людей. Можно предложить следующее определение общества. Общество – саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется произ- водственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Проще гово- ря, общество – это система отношений между людьми. Отношения в обществе являются достаточно сложными. Важным опре- деляющим фактором, который формирует отношения между людьми, являет- ся труд, трудовая деятельность. Однако трудовые отношения – это не един- ственные отношения по поводу чего между людьми возникает взаимоотно- шение, взаимодействие. В философии принято считать, что в общественных отношениях суще- ствуют 4 сферы или как ещѐ говорят 4 подсистемы общества: 1. Экономическая 2. Политическая 3. Социальная 4. Духовная

Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

– нравы и обычаи;

– язык и письменность;

– характер одежды, поселений, работы;

– постановка воспитания;

– экономика;

– военное дело;

– политическое и государственное устройство;

– наука;

– техника;

– искусство;

– религия;

– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:

– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: