Конструктор – это метод класса, имя которого совпадает с именем класса. Конструктор вызывается автоматически после выделения памяти для переменной и обеспечивает инициализацию компонент-данных. Конструктор не имеет никакого типа (даже типа void) и не возвращает никакого значения в результате своей работы. Конструктор нельзя вызывать как обычную компонентную функцию в программе. Конструктор не может быть объявлен виртуальным. Вызов конструктора в программе выглядит следующим образом:
имя_класса имя_объекта (фактические_параметры_конструктора);
имя_класса * имя_указателя = new имя_класса (фактические_ параметры_ конструктора);
Для класса может быть объявлено несколько конструкторов, различающихся числом и типами параметров. При этом даже если для объектного типа не определено ни одного конструктора, компилятор создает для него конструктор по умолчанию, не использующий параметров, а также конструктор копирования, необходимый в том случае, если переменная объектного типа передается в конструктор как аргумент. В этом случае создаваемый объект будет точной копией аргумента конструктора.
|
|
//Листинг 6. Конструкторы по умолчанию
struct MyClass
{//конструкторы по умолчанию (создаются компилятором)
MyClass() // без параметров
{…}
MyClass(MyClass ©) //конструктор копирования
{…}
};
main()
{
MyClass m; //вызов конструктора без параметров
MyClass m1(m);//вызов конструктора копирования
}
Конструктор копирования используется для копирования объектов класса. Можно выделить следующие случаи вызова конструктора копирования:
а) при создании экземпляра класса на основе уже существующего объекта;
а) при передаче объекта класса в функцию по значению;
б) при возврате из функции как результата работы функции создается временный объект с использованием конструктора копирования.
Конструктор копирования по умолчанию копирует значения объектов поразрядно. Для класса array конструктор копирования должен создать свой динамический массив и поэлементно скопировать значения:
array(array ©) //конструктор копирования
{ n=copy.n
mas=new int[n];
for(int i=0;i<n;i++)
mas[i]=copy.mas[i];
}
Для класса array вместо метода InitMas необходимо определить конструктор, который выделял бы динамически память под массив.
//Листинг 7. Переопределение класса «массив целых чисел» с использованием
//конструктора
struct array
{ …
array(int k)
{if(k>0)
{ n=k;
mas=new int[n];
}
else
{cout<<Неверный размер массива”;
n=0;
}
}
…
};
main()
{ array m(5); //вызов конструктора. Память выделяется под 5 элементов массива
m.ReadMas(); //ввод элементов массива с клавиатуры
…
}
Описание конструктора можно упростить, если компонентные данные принадлежат к базовым типам или являются объектными переменными, имеющими конструктор. При описании конструктора после заголовка функции можно поставить двоеточие и за ним список инициализаторов вида
|
|
имя_компонента (выражение)
Например, для класса array можно было определить конструктор так:
class array (..... public: array (int k): n(k) {mas=new int[n]; } };Еще одним специальным методом класса является деструктор. Деструктор вызывается перед освобождением памяти, занимаемой объектной переменной, и предназначен для выполнения дополнительных действий, связанных с уничтожением объектной переменной, например, для освобождения динамической памяти, закрытия, уничтожения файлов и т.п.
Объявление деструктора в классе выглядит следующим образом:
~ имя_класса () { тело деструктора }
Деструктор всегда имеет то же имя, что и имя класса, но перед именем записывается знак ~ (тильда). Деструктор не имеет параметров и подобно конструктору не возвращает никакого значения. Таким образом, деструктор не может быть перегружен и должен существовать в классе в единственном экземпляре. Деструктор вызывается автоматически при уничтожении объекта. Таким образом, для статически определенных объектов деструктор вызывается, когда заканчивается блок программы, в котором определен объект (блок в данном случае – составной оператор или тело функции). Для объектов, память для которых выделена динамически, деструктор вызывается при уничтожении объекта операцией delete.
//Листинг 8. Вызов деструктора объекта
main()
{
MyClass m; //создание объекта статически
MyClass *ptm=new MyClass; //создание объекта динамически
…
delete ptm; //вызов деструктора для динамического объекта
…
//вызов деструктора для статического объекта
}
Определим деструктор для класса array.
struct array
{ …
~array()
{ if(n>0)
delete []mas;
}
…
};
Деструктор в отличие от конструктора допускает явный вызов вида:
имя_обекта.~имя_класса ()
адрес_объекта->~имя_класса ()